Первые комсомольцы отправились на БАМ в мае 1974, а постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» вышло только 8 июля. Поэтому в первое время строители магистрали столкнулись с отсутствием продуктов, спецодежды и даже необходимых инструментов. Однако уже через пару месяцев снабжение наладили, и БАМ превратился в потребительский рай. Особенно это было заметно на фоне тотального дефицита, который царил в стране в те годы.

Крабов, зеленый горошек мы покупали коробками. Китайские яблоки, ананасы, даже арбузы зимой ели. Все стоило недорого. В Якутске такого не знали, по всей стране дефицит был. Я, когда приезжала домой, всегда привозила родителям гостинцы – они не верили, что мы так там питались. Единственное, чего не было, – молочных продуктов, молоко, кефир на БАМ не возили. Когда у меня родилась дочка, варить манную кашу приходилось на сухом молоке или сгущенке.

Клавдия Павлова,

приехала на БАМ в 1975 году

В июле 1974 было заключено Генеральное соглашение о поставках из СССР в Японию Южно-Якутских коксующихся углей, и, начиная с 1975 года, на БАМе наладили японское снабжение. В магазинах «Бамстройпути» в Тынде, Нагорном, Золотинке появились невиданные ранее японские куртки, сапоги, автоматические зонтики. Почта работала бесперебойно: первостроители отправляли на большую землю посылки с дефицитом.

В первые годы снабжение было капитальное. Импортные товары - японские джинсы, любая одежда, сапоги на платформе – все, что душа пожелает. Продукты тоже любые: от овощей-фруктов до колбасы. В 1977 году поехал в Иваново на Всесоюзный слет по местам трудовой славы. Там с шести утра люди выстраивались у магазинов за колбасой, потому что на время слета часть снабжения бросили туда. Когда уезжали, бабульки просили: «Сынки, не уезжайте, побудьте еще!» Дефицит в стране был страшный. А нас одевали и кормили отменно: полушубки, дубленки натуральные, спецодежда. Через каждые полгода идешь на склад - старое сдаешь, новое надеваешь.

Анатолий Павлов,

комсорг отряда

Над проектом работали: текст Галина Мозолевская, дизайн - Роман Данилов, верстка - Станислав Ноев, Галина Мозолевская.

В проекте использованы фото А. Фаламова из архива ОАО "Железные дороги Якутии", а также фото из личных архивов членов отряда "Якутский комсомолец".

ЯСИА,2016