Евгений Чекин о развитии государственно-частного партнерства в Якутии

4088

Егор Борисов внесет кандидатуру заместителя министра экономики региона Евгения Чекина на пост премьер-министра Якутии. Ранее в интервью ЯСИА кандидат рассказал о развитии государственно-частного партнерства в республике.


— Евгений Алексеевич, какова ситуация с реализацией проектов ГЧП в республике?

— Переломными становятся 2015-2016 годы. Наблюдается излом нормативного регулирования. До 2015 года при строительстве социальных объектов, на самом деле, возможностей было больше, потому что ГЧП регулировалось региональным законодательством. С 1 января 2016 года вступил в силу уже федеральный закон о государственно-частном партнерстве. С одной стороны, это очень позитивная и хорошая вещь, потому что на федеральном уровне этот механизм теперь закреплен — с поддержкой по разным  отраслям: по земельному, налоговому, бюджетному законодательству. С другой стороны, концепция текущего федерального закона сводится к тому, что фактически через ГЧП можно реализовывать только те проекты, которые имеют коммерческую либо тарифную выручку. Та модель, которую мы использовали по нашему закону для строительства детских садов (соглашения были подписаны в конце прошлого года — прим. ЯСИА), не предполагает коммерческой выручки.

Такой возможности в рамках федерального закона о ГЧП нет. Для реализации проекта, связанного, например, со строительством социальных объектов, нужно сравнить его с простым бюджетным строительством. С одной стороны — бесплатные деньги из бюджета, с другой – коммерческие кредиты. Понятно, что второй вариант будет в проигрыше. Но сравнивать их в буквальном смысле нельзя. Скажите, с точки зрения общества, выгоднее построить детский сад или школу сегодня за кредитные средства или построить за бюджетные деньги, но через десять лет? Конечно, дешевле за бюджет. Но не стоит забывать о семьях, которые хотят отдать своих детей в образовательное учреждение рядом с домом. Пока нет методики, показывающей нам весь экономический эффект. Поэтому не совсем согласны с подходами, обозначенными в федеральном законодательстве. Свою позицию мы озвучивали на российском уровне и через экспертное сообщество. Успешные коммерческие проекты ГЧП могут быть там, где высока концентрация населения.

Если говорить о переломном моменте, то в конце прошлого года заключили 17 соглашений, которые сегодня работают. В рамках этого будут строиться 28 соцобъектов: 12 — в Якутске (5 детсадов, 4 школы, 3 объекта культуры), 16 детских дошкольных учреждений — в улусах республики.

 

— Какие меры позволили дать старт такому масштабному строительству?

— В самом начале реализации проектов государственно-частного партнерства мы понимали, что должен быть задействован наш бизнес, в первую очередь — малое и среднее предпринимательство. Поэтому мы целенаправленно готовили проекты именно для того, чтобы наши строительные компании имели возможность принять участие в этих конкурсах, а не только крупные предприятия из других регионов. Несмотря на то, что основным преимуществом государственно-частного партнерства является момент, что государство не беспокоит вопрос финансирования проекта и об этом должен заботиться частный партнер, была проведена работа, направленная на поддержку финансирования новых проектов. С такой целью мы докапитализировали «Алмазэргиэнбанк», это позволило расширить его кредитные возможности, чтобы деньги работали и были инвестированы в экономику республики. Это была целенаправленная политика – задействовать республиканский строительный потенциал. За год до проведения конкурсов мы привлекли «Внешэкономбанк», специалисты которого провели семинар специально для наших строительных компаний. Реализация проекта на принципах ГЧП — это не подряд на строительство, а очень сложный и специфичный инструмент. Мы постарались вовлечь в этот процесс местные компании, которые осваивают азы и нарабатывают компетенции в этой области.

Так как у нас потребности больше, часть объектов и проектов нацелены на привлечение инвестиций вообще, то есть без дополнительных инструментов возможностей получения финансирования. Мы понимаем, что у бюджета есть четкие ограничения. Нам нужно найти и привлечь внешние инвестиции для развития социальной инфраструктуры в республике. Если, скажем, наши стройкомпании консолидируются с банками или другими финансовыми институтами, то никаких ограничений для участия в конкурсах нет.

— Если федеральный закон не в полной мере учитывает особенности таких регионов, как Якутия, когда мы говорим, например, о коммерческих приоритетах проектов ГЧП, можно ли надеяться, что наши предложения будут услышаны?

— После принятия нормативных актов через экспертное сообщество собиралась информация для того, чтобы сформировать весь спектр мнений и совершенствовать законодательство. И федеральный центр признает — закон требуется доработки. ГЧП — один из самых сложных механизмов финансирования. Он находится на стыке бюджетного и банковского законодательства, коммерческого финансирования, очень много сфер задействовано. За раз сделать все легко и просто не получится. Концессионное законодательство, которое наиболее приближено к ГЧП, было принято в 2005 году и с тех пор фактически ежегодно претерпевает некие изменения. Поэтому я абсолютно уверен, что и с законом о государственно-частном партнерстве пойдем по такому же пути. Другое дело, что до того момента, пока он будет выверен, пройдет не один год.

— В каких сферах еще применяется механизм государственно-частного партнерства?

— Более расширенное понятие ГЧП включает различные модели. В том числе концессии, энергосервисные контракты, контракты жизненного цикла. Например, концессионные модели сегодня внедряются в жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике, сейчас рассматриваются варианты применения в транспортной сфере. Эти механизмы еще будут развиваться. Например, федеральный центр изначально нацелен на то, чтобы в ЖКХ были только два варианта – либо МУПы и ГУПы, либо только концессия. Никакой аренды быть не должно.

— Сложная ситуация в экономике увеличивает риски для реализации проектов ГЧП?

—  Это, безусловно, оказывает влияние. Еще раз повторюсь, что ГЧП — это самая сложная модель. Самая простая – бюджетная модель. По статистике около 70-80% таких контрактов либо не исполняются в срок, либо не вписываются в техзадание или не укладываются в бюджет. Вторыми по сложности считаются коммерческие проекты, когда инвестор на свой страх и риск их разрабатывает. При этом они практически всегда эффективны по сравнению с бюджетными проектами. И, наконец, самое сложное — проекты ГЧП, совмещающие обе модели, плюс к этому имеющие разнонаправленные интересы между бизнесом и государством. Добавим, что это долгосрочные контракты, имеющие инфляционные риски.

Нестабильность в экономике, с одной стороны, риски усиливает, с другой — при правильном конструировании это стабилизирует бизнес, потому что выстраиваются долговременные отношения. Если правильно отформатировать проекты, отрегулировать перераспределение рисков, то, соответственно, это дает опору для компании пройти нынешний не очень ровный отрезок времени. Добавлю, что у нас сейчас на окончательной стадии разработки находится республиканская долгосрочная программа до 2026 года, устанавливающая, когда, где и как будут выделяться средства.

— Спасибо за беседу!

Справка:

  • Концессия, концессионное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях».
  • Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступил в силу 1 января 2016 года.
  • Закон Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1293-З N 141-V «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства».