В Москве обсудили возможности промышленного освоения Арктики

В рамках федерального форума «Дни Арктики в Москве» состоялась деловая сессия «Деловой климат в Арктике: от вечной мерзлоты к комфортной среде».

85

В мероприятии приняли участие министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин,  представители власти других арктических регионов России, а также руководители российских нефтегазовых, геологоразведочных, судостроительных, транспортных и сервисных компаний.

Республику Саха (Якутия) на деловой сессии представили министр охраны природы республики Сахамин Афанасьев, главы Оленекского, Верхоянского, Анабарского и Булунского улусов Якутии, руководители постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Открывая деловую сессию, Сергей Донской отметил, что Россия приступила к освоению минерально-сырьевых ресурсов Арктики одной из первых в мире. «Мы имеем огромный опыт освоения месторождений в Арктике. Уже более полувека идет реализация минерально-сырьевых проектов Мурманска, Норильска, Тимано-Печоры, Чукотки. С 70-х годов мы практически каждый месяц слышим о Ямале, который обеспечивает поступление на мировые рынки свыше 200 млн тонн нефтяного эквивалента в год», — рассказал он.

Министр также заявил, что, по совместным оценкам российских и международных экспертов, до 30% нетронутых мировых ресурсов углеводородов сосредоточено именно на арктическом шельфе.

Сергей Донской подчеркнул и значение Северного морского пути для освоения Арктики. «Мы обладаем таким уникальным инструментом, как Северный морской путь. Его грузопоток растет год от года, однако сегодня он все же недостаточно востребован для значимых транзитных перевозок. Но мы уверены, что с разработкой и освоением новых месторождений Севморпуть получит импульс для развития. По оценке Минтранса, потенциал грузопотока по Северному морскому пути может составлять до 65 млн тонн грузов», — заявил глава Минприроды.

По словам президента общественной организации «Деловая Россия» Алексея Репика, Арктика — это замороженное сокровище, за которым охотятся все страны, но которое оказывается не по зубам в силу инфраструктурных и климатических ограничений. Одним из важнейших инструментов развития Арктики, по мнению Репика, является госпрограмма по судостроению и технике для освоения арктического шельфа.

Несколько раз на деловой сессии высказывалась мысль о необходимости создания единого оператора Севморпути. Заместитель генерального директора по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов в свою очередь отметил недостаточную обеспеченность России ледокольным флотом для эффективного развития Северного морского пути.

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин в своем выступлении сообщил, что запасы углеводородов в регионе оцениваются почти в три млрд тонн. «Их накопленная добыча — всего 7%, поэтому округ является настоящей кладовой. На сегодняшний день у нас есть два вектора развития. Первый — это повышение объемов добычи на существующих месторождениях и разработка уже распределенных новых. Второй вектор связан с транспортировкой природных богатств. Речь о развитии инфраструктуры», — сказал он.

Глава НАО добавил, что строительство глубоководного незамерзающего порта «Индига», имеющего крайне выгодное расположение — между Мурманском и Сабеттой — может стать точкой развития Северного морского пути.

В ходе деловой сессии участники также затронули вопросы импортозамещения и туристической привлекательности арктических территорий России.