В окрестностях Санкт-Петербурга снимают начальные кадры фильма «Созвездие Марии»

7549

В местности Кронштадт прошли съемки начальных кадров фильма по пьесе Владимира Федорова «Созвездие Марии». Подробности читайте в материале «Они были первыми» в газете «Вечерний Санкт-Петербург».


Владимир Федоров: Актерам фильма по пьесе «Созвездие Марии» пришлось «несладко»

Если отправиться в Кронштадт, свернуть с ЗСД и долго трястись по разбитой дороге, в конечном счете приедешь к поросшим травой холмам, в которых едва проглядывают бетонные конструкции. Это Первый Северный форт. Он вообще место кинематографическое. Тут Бондарчук снимал «Сталинград», Касаткин – «Три дня до весны»…

Но на днях здесь был Нарышкин бастион Петропавловской крепости в самом начале ее существования. Плескал на ветру личный штандарт императора Петра I, хлопала крыльями его белая палатка. Тут при участии киностудии «Ленфильм» снимается самое начало фильма «Созвездие Марии», он же – «Первые». Речь в нем – о тех исследователях, которые в XVIII веке открыли для России северо-восток Сибири. В составе Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции на шлюпе «Якуцкъ» они совершили свое путешествие в море Лаптевых по дельте реки Лены. Это – Витус Беринг, Семен Челюскин, Василий Прончищев и Татьяна Прончищева – первая в истории исследовательница Арктики. Фильм должен выйти уже скоро – или в ноябре этого года, или в феврале следующего.

На гребне волны

Первые сцены снимают в самом конце. По сюжету, герои тут – еще молодые гардемарины. Они оканчивают школу навигацких наук. На глазах царя Петра сдают экзамен по гребному делу: пытаются доплыть до бакена и снять оттуда петровский вымпел. Начинается буря. Директор школы Фарварсон, которого играет Сергей Рост, дает команду прекратить состязание, не желая подвергать молодежь смертельной опасности. Герои пренебрегают сигналом и добывают вымпел. По возвращении Фарварсон грозится сослать их в Сибирь. Но Петр говорит: вот такие офицеры и нужны России.

– Как написано в сценарии – так все и получилось, – рассказывает продюсер фильма Юрий Обухов. – Снимали буквально с риском для жизни. До этого два дня подряд был ветер. А вчера, как назло, тишь да гладь – капитан ругался последними матросскими словами. Мы на вечер заказали дождевые установки. Приезжаем – а тут волна огромная, ветер… Дождь как из ведра. МЧС говорит: не выпустим вас никуда. Еле упросили. Вышли на лодках всей группой. Волны накатывают… Закончили снимать в шесть утра, мокрые насквозь. А сегодня уже не так экстремально: Петр будет вручать героям наградные шпаги.

Челюскин не на льдине

Как обычно, на съемочной площадке исторического фильма – мешанина эпох. Ходят солдаты в епанчах и знатные дворяне в шитых золотом костюмах, тут же что-то монтируют рабочие в спецовках, гримеры заботливо спрашивают: «Кто не успел наклеить усы?» – и предлагают пригладить растрепавшийся от ветра парик. Петр, которого играет Александр Дьяченко, еще не появился.

– Как вообще все это началось? – спрашиваем мы у продюсера картины.

Якутяне снимаются в фильме «Созвездие Марии»

Известный якутский писатель Владимир Федоров написал пьесу «Созвездие Марии». Мы с генеральным директором «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным, будучи на фестивале в Якутске, посмотрели спектакль по пьесе. И поняли, что это может быть очень интересная основа для фильма. Но перенести пьесу на экран сложно, почти невозможно. Мы взяли сюжет и переработали его в киносценарий. Автор пьесы нам помогал. Фильм изначально назывался «Созвездие Марии», но конечным названием мы выбрали «Первые». Мы решили, что не очень прокатное название «Созвездие» – всем казалось, это как-то связано с астрономией. А тут ведь речь действительно о первооткрывателях, которых мало кто знает. Скажешь – снимаем о Челюскине. Все говорят: «А это вы про пароход снимаете?» Тем более не слышали о Прончищеве… Но еще более интересно, что в составе этой экспедиции, которая отправилась из Якутска в августе 1735 года, была женщина. Татьяна Прончищева. И тут уже возникает не просто рассказ о географических открытиях, но об отношениях этих троих, у которых образовался любовный треугольник – о Татьяне, Василии Прончищеве и Семене Челюскине.

– Почему же «Созвездие Марии», если героиня – Татьяна?

– Потому что до 1980 года неизвестно было, как ее звали. На карте Челюскина значится: «М. Прончищева». Все думали: ну, значит, Мария. Но после эксгумации могилы супругов в устье реки Лены нашли документ, в котором значилось, что она Татьяна. В девичестве – Конырева. А «М.» – это просто «мыс». Вот такая путаница. И мы решили не менять, оставили имя «Мария».

Петровский наказ

На съемках тоже дело шло непросто. Известно, например, что сменилось три режиссера. Сейчас руководит процессом молодой режиссер Дмитрий Суворов, который вообще-то больше известен своей молодежной криминальной комедией «Суперплохие» а-ля русский Тарантино:

– Сама история меня завлекла. Я над подобным никогда не работал. Раньше снимал что-то современное, хулиганское. А это совсем другая история. Мне интересно было погрузиться в историческую картину, изучить это время, попробовать себя в новом жанре. Но я не думаю, что это можно обозначить штампом «патриотическое кино». Тут акцент на человеческих отношениях. У героев есть цель, данная Петром. Их вдохновила эпоха: нужно открывать новые земли, составлять карту.

Актер Евгений Ткачук – Семен Челюскин – был лаконичен. Говорить подробно ему запрещал контракт.

– Пьесу, по которой фильм, не смотрели?

– Говорят, там все очень хорошо.

– Дух первооткрывательства вам близок?

– Близок…

– А ночью как было грести?

– Я не греб, я командовал. Страшно было только отплывать, тут у берега камни, волна очень большая. А вообще у меня как-то было и в жизни – ходили по Волге. Полная лодка друзей. Тяжело было, руки сорвал.

Зато охотно шел на контакт Сергей Рост, вышедший к нам в шикарном камзоле, правда, без парика.

– Мне очень нравится, что у нас в стране снимается что-то историческое. А то в начале двухтысячных мне казалось, что все фильмы снимают в одном и том же помещении и обязательно – про сильно пьющих следователей уголовного розыска, – сказал он в своем обычном ироническом стиле. – Это первая моя историческая роль на большом экране. Мой герой – голландец Фарварсон, строгий педагог. К тому же у него конфликт с одним из гардемаринов из-за девушки. Я рад, что в этой одежде тепло на нашем питерском летнем холоде. Немножко иначе себя в нем чувствуешь – другая свобода движений…Тут очень кстати в нашем времени появился сам Петр. А вернее – актер Александр Дьяченко в его роли:

– Меня очень удивило предложение сыграть Петра. Я не думаю, что я на него внешне похож. Я пониже Петра I – мой рост 194 сантиметра. Хотя мне обещано, что Сергей Рост всегда будет рядом для создания иллюзии громадности Петра.

Во-первых, добиваться сходства – бессмысленно. Петр – это энергетика, заряд, лидерство. Он – глубоко больной человек. Это связано с его образом жизни, с планками, которые он сам для себя ставил, с его целями. Он делал все своими руками, все исходил своими ногами. Во-вторых, это человек незаурядных физических и интеллектуальных качеств. Герой эпохи Возрождения. Роль очень сконцентрированная: нужно дать импульс для всей картины. Речь ведь о том, как молодые моряки получили от Петра наказ и в течение всей жизни его оправдывали – уже при других монархах. Они остались верны этой встрече, на которой Петр возложил на них священную миссию.

«Якуцкъ» по старинным чертежам

Еще один важнейший герой картины – дубель-шлюпка «Якутск», или «Якуцкъ». Шлюп построили специально для картины на петрозаводской верфи за четыре месяца – в точности по старинным чертежам из фондов Военно-морского музея.

Прошлой осенью съемки шли на Онеге, зимой съемочная группа вморозила «Якуцк» в лед и снимали зимовку экспедиции. Сейчас корабль ушел в Петрозаводск. Есть идея переправить его потом в Якутск, на место действия фильма – как плавучий мемориал первооткрывателям.

– Я смотрел, как горели глаза у молодежи из съемочной группы, когда мы выходили в море на шлюпе, – поделился продюсер. – Интересно же, на настоящем корабле под парусом… Где вы еще такое в современных картинах увидите и почувствуете? Декорации сегодня обычно минимальные. А тут ощущения – незабываемые. Не представляешь, как же на таком маленьком суденышке – 24 метра длиной – можно было все это проделать?! Без отопления, без комфорта – пройти так далеко. Какой силы были эти люди и что ими двигало? Не деньги, не чины. Петр сказал: «Хватит портки в Петербурге протирать». И ведь в конце никакой награды они не получили. Прончищевы погибли. Он во время разведки сломал ногу, и у него развилась эмболия. Она умерла через две недели после него, и неизвестно почему. От любви, наверное.