Александр Самсонов: Я решил, что, пока голос есть, надо петь

5614

Заслуженный артист РФ, народный артист Якутии, исполнитель песен на юкагирском, эвенском, эвенкийском и якутском языках Александр Самсонов презентует 7 ноября новый сборник «Песни, опаленные войной». В преддверии события исполнитель поделился с журналистом ЯСИА подробностями своей богатой творческой деятельности.


Александр Самсонов уже на протяжении 40 лет дает сольные концерты: «И память сердца говорит…», «Память бессмертна», «В памяти нашей сегодня и вечно…» и другие. К 55-60-65 и 70-летию Победы он выпустил тематические компакт-диски «Спасибо вам, фронтовики», «Журавли», «Поклонимся великим тем годам» и «Память бессмертна», в которые вошло более 80 песен военной тематики на русском и якутском языках. С 2001 года исполнитель осуществляет три творческих проекта к 60-65 и 70-летию Победы.

— Почему вы решили посвятить себя военным и патриотическим песням?

— Тема Великой Отечественной войны сопровождает меня всю творческую жизнь. Во-первых, я — дитя войны, поэтому помню то суровое время. Во-вторых, братья со школьной скамьи ушли на фронт. Один погиб под Новороссийском, а другой вернулся с ранениями. Мама ждала, так и не дождалась. Поэтому эта тема меня всегда волнует, она святая, личностная.

Моя основная задача – задеть эмоции. Если получилось, то ты — победитель. Вообще, я решил, что пока голос есть, надо петь.

Хочу отметить, что тема войны – не конъюнктурная, хотя некоторые говорят, мол, «нишу нашел». Кроме этой программы у меня было много разнообразных проектов — сольные программы «Вечер советской песни» (1975), «Гори, гори, моя звезда» (1976), «Песни на стихи якутских поэтов в переводе на русский язык» (1982), «Крик белого журавля», три музыкальных сборника «Якутия – ты музыка моя» и другие. За организацию и участие в концертах Российского фонда мира получил медаль «Борец за мир».

Моя основная задача – задеть эмоции. Если получилось, то ты — победитель. По 2000 год работал в Государственном театре оперы и балета (прим.ред. — бывший Якутский государственный музыкальный театр). Ушел на пенсию, но музыкальную деятельность продолжил. Вообще, я решил, что пока голос есть, надо петь.

— Были ли у вас препятствия на пути к музыкальной карьере?

— У нас в семье многие пели – мама, тетки, и музыка играла часто. В селе Кюкей Сунтарского улуса, где мы жили, был великий шаман Богочей. Говорили, что от него к нам голос перешел немножко.

Пройти прослушивание в Уральской консерватории я не смог, поставили «двойку» по сольфеджио

Когда закончил «шестилетку», родители, заслуженные учителя ЯАССР, сказали, чтобы я сначала обрел достойную специальность, чтобы почва под ногами была. По их просьбе поступил на филологический факультет ЯГУ. Учился, конечно, средне. После того, как окончил, служил в артиллерийских войсках 15-ой Сахалинской армии (1958-1960). Меня там сразу взяли в ансамбль песни и пляски. Как приехал обратно в Якутию, пригласили на музыкальное отделение Якутского педагогического училища.

В 1964 году перевели в Якутское музыкальное училище, но до этого республика отправляла меня на прослушивание в Уральскую консерваторию имени М.П. Мусоргского в Свердловске (прим.ред. – Екатеринбург). Пройти его я не смог, поставили «двойку» по сольфеджио. Я же тогда еще не знал ничего. После того, как закончил музучилище, нарочно начал преподавать теорию музыки и сольфеджио для ребят. А потом оказался в Москве и решил попробовать поступить на вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Пропел там, меня прослушали, понравился. А экзамен по сольфеджио, за который в тот раз получал «двойку», здесь сдал на «четыре».

— У вас обширная гастрольная история и за пределами республики. Какое выступление особо запомнилось?

— В 2011 году якутское постпредство в Москве пригласило меня выступить в Ржеве, а также в Можайске у легендарного Можайского шоссе, где воевали и якутяне (прим.ред. — бои на Можайском направлении — составная часть Московской стратегической оборонительной операции времен Великой Отечественной войны). Могу сказать, что люди в Якутии и в тех местах, где происходили сражения, по-разному воспринимают песни. В Ржеве сразу чувствовалось, что война прошлась — слушатели платки берут, обязательно слезы наворачиваются.

И вот, пою там, вдруг у меня ноги начали «отниматься». Говорили, что это души павших благодарят нас за то, что приходим, чтим их память, поем.

А в 2012 году пригласило постпредство Якутии в Санкт-Петербурге, чтобы  выступил у озера Ильмень, где пали наши земляки. И вот, пою там, вдруг у меня ноги начали «отниматься». Ничего не понимаю, еле закончил песню тогда. И людям об этом рассказал, а они говорят, что те, кто впервые ступают на эту землю, всегда чувствуют нечто подобное. Это души павших благодарят нас за то, что приходим, чтим их память, поем.

— Давайте поговорим о насущном. Как вам удалось выпустить свой новый сборник «Песни, опаленные войной»?

— Это долгая история. Мне нужно было 300 тысяч для издания сборника. Сначала пошел к Галине Данчиковой (прим.ред. – экс-премьер Якутии), она отписала министерству культуры республики, а оно мне: мол, денег нет. Очень помогла Лира Габышева (прим.ред. — заслуженный деятель искусств Якутии, директор Всероссийского фестиваля балета «Стерх»). Потом подсказали, чтобы сходил в мэрию. Я пришел к Евдокии Евсиковой (прим.ред. – замглавы Якутска), как к бывшей учительнице. Можно сказать, она все организовала, помогала, рассказала про грант главы на 100 тысяч рублей — никто не возражал, сразу дали добро.

У благотворительного фонда «Победа» еще оставались деньги от мемориального комплекса «Солдат Туймаады», смогли выделить 75 тысяч. Посодействовали председатель Якутской гордумы Александр Саввинов, Антонида Корякина (прим.ред. – начальник управления культуры и духовного развития Якутска), генеральный директор «Саханефтегазсбыта» Игорь Никитин, глава «Якутскэнерго» Олег Тарасов. Очень рад, что родной город мне так помог!

В сборнике все песни, как на подбор – на русском и якутском языках. На обложке — письма от моих братьев с войны. Кстати, дизайн делала внучка Мария Самсонова. Музыкальным и техническим директором выступил Кирилл Герасимов.

Александр Самсонов родился 11 мая 1935 года в семье известных учителей в селе Хаптагай Мегино-Кангаласского района. В 1957 году окончил Якутский госуниверситет, в 1969 году — Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, получив диплом концертного и оперного певца. С 1969 по 2000 год работал солистом оперы в Государственном театре оперы и балета. За 30 лет работы им были исполнены ведущие партии в операх Чайковского, Леонкавалло, Пуччини, а также якутских композиторов Григоряна, Степанова, Берестова, Комракова.