Кино – миссионер культуры: Якутские кинодеятели о Пусанском кинофестивале

203

Каталог, книга об якутском кино, прием для гостей, показы и дискуссионная площадка – что происходило на корейском кинофестивале и как отзывались о нашем кинематографе? Сардана Саввина, Алексей Романов и другие кинодеятели рассказали ЯСИА подробности кинособытия в Пусане.


Якутяне громко заявили о себе на Пусанском международном кинофестивале

21 октября завершилась работа очередного Пусанского международного кинофестиваля. На нем в рамках спецпрограммы «Саха кино: Мир магической природы и мифов» впервые показали целых 12 якутских фильмов. Представлять фильм поехали продюсер Сардана Саввина, режиссеры Алексей Романов, Семён Ермолаев, Степан Бурнашев и Татьяна Эверстова.

Кинокартины наших режиссеров также попали в каталог южнокорейского фестиваля, на страницах которого можно увидеть подробную информацию о секции – 12 картин с портретами режиссеров с их краткой биографией.

Также имена и фотографии якутских кинодеятелей Алексея Романова, Татьяны Эверстовой, Степана Бурнашева, Никиты Аржакова и других стояли на стенде «Кинематографисты BIFF» наравне с мировыми кинодеятелями Оливером Стоуном, Дарреном Аронофски и Такеши Китано. Всего на постере, который вывесили на кинофестивале, было 12 режиссеров и артистов якутского кинематографа. В прошлом году от Якутии на плакате был представлен только Дмитрий Давыдов, тогда он участвовал в программе «Flash forward» с фильмом «Костер на ветру».

Выпуск первой книги о якутском кинематографе состоялся также на 22 Пусанском кинофестивале. Она вышла на английском и корейском языках. Отборщик из Южной Кореи Джин Пак смог в одном абзаце книги сформулировать и объяснить феномен якутского кино. Он считает, что наш кинематограф – уникальное явление, так как им занимаются непрофессионалы и они свободны в своём творчестве.

Продюсер и промоутер якутского кино Сардана Саввина вручила книгу кинокомпании «Сахафильм» и его директору Дмитрию Шадрину.

Впервые на Пусанском кинофестивале состоялся прием для гостей из России и его организовали наши якутские кинодеятели. На нем был фуршет для гостей (среди которых были консул, представители мэрии Пусана, бизнесмены), показ трейлеров якутских фильмов, выступление артистки Альбины Дегтяревой и общение.

Ну и самое главное, благодаря чему Пусанский кинофестиваль стал важным событием для Якутии – специальная программа «Саха кино: Мир магической природы и мифов». По словам участников кинособытия, показы на кинофестивале прошли без каких-либо технических неполадок. Представлять фильм по правилам мог только режиссер или человек с команды этого фильма. Показы с ними были очень насыщенные в плане вопросов.

«Все спрашивали, где находится Якутия. Кино быстро позволяет ознакомиться с культурой, языком, его можно считать миссионером культуры. Мы не должны останавливаться, должны снимать на своем языке», – рассказала Сардана Саввина.

Больше всего впечатлила лента «Его дочь» Татьяны Эверстовой. Из всей программы это был самый новый фильм. Корейские зрители отметили символ единения с природой, что это также близко и им. Несмотря на низкое качество фильма «Сайылык» Семена Ермолаева, его назвали сильным авторским кино. А после показа фильма Степана Бурнашева «Беглый» у гостей возник вопрос по поводу фразы «Он – Сусанин». Они удивились, почему в фильме упоминают исторического персонажа и в каком смысле его фамилию используют.

Короткометражные фильмы представлял Алексей Романов. «Были некоторые гости, которые как фанаты ходили на каждый наш фильм, посещали только якутскую программу. Поэтому нас начали узнавать, подходили, спрашивали «Саха синема»? Мне кажется, мы сели в поезд мирового кино и теперь надо ехать дальше, иначе можем сойти», – рассказ режиссер.

Участники встречи пришли к выводу, что в нашей республике не хватает школы кино и госструктуры наподобие Совета кино. На примере участников Пусанского кинофестиваля из Филиппин они увидели, что все, что нужно для этого, у нас есть. Проводятся свои фестивали, есть киноклуб, хранилище видео и так далее. Единственное, что у нас не работает, это сфера образования. Для развития кинематографа необходимы учебные заведения или курсы для будущих режиссеров, пришли к выводу собравшиеся.

Участие в кинофестивалях для Якутии – это выход на мировой уровень, оно дает понимание, конкурентоспособно ли якутское кино. В будущем режиссеры выражают желание покорить европейский и американский кинорынки, участвовать в Каннах, на Венецианском кинофестивале и даже Оскаре – почему нет?

На Пусанском кинофестивале впервые открывается специальная программа якутского кино