Министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила работу, которая ведется в Якутии

340

В выступлении на тему «Современные образовательные программы и технологии как один из механизмов сохранения и развития уникального уклада жизни коренных малочисленных народов» на сессии «Образование. Что будет сделано?» Восточного экономического форума-2017 первый заместитель министра образования и науки Якутии Феодосия Габышева прежде всего акцентировала внимание на стратегические документы международного и российского уровней по данному вопросу, а также на вызовы времени, которые обуславливают актуальность заданной темы.


В рамках III Восточного экономического форума во Владивостоке первый заместитель министра образования и науки Якутии Феодосия Габышева выступила на сессии «Образование. Что будет сделано?» с участием министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.

Тема качества образования — одна их основных, волнующих дальневосточников. Сокращается набор на бюджетные места в дальневосточных вузах, при этом университеты КНР, Японии и Республики Корея привлекают российских абитуриентов сопоставимыми ценами при более высоком качестве образования. На локальном рынке труда отмечается интенсивный рост спроса на трудовые ресурсы, дефицит инженеров и рабочих кадров, повышаются требования к уровню профессиональной подготовки, а также обостряется конкуренция за высококвалифицированные кадры. Как ответить на этот вызов? Каковы приоритеты развития сферы образования с учетом масштабности задачи по ускорению развития Дальнего Востока? Какие решения необходимо принять на федеральном уровне, чтобы обеспечить опережающее развитие системы образования на Дальнем Востоке? Что для этого делает Минобрнауки России? — эти и другие темы обсуждались на сессии, модератором которой выступил Никита Анисимов, и.о. ректора ДВФУ.

Дальний Восток – это огромные территории с небольшим населением, и в отдельных его районах удалось сохранить уникальный уклад коренных малочисленных народов. Системе образования в этих условиях приходится решать одновременно задачи подготовки к современному технологическому миру – и сохранению традиционной культуры. Успешную практику в этой области демонстрирует Республика Саха (Якутия).

В своем выступлении на тему «Современные образовательные программы и технологии как один из механизмов сохранения и развития уникального уклада жизни коренных малочисленных народов» Феодосия Габышева прежде всего акцентировала внимание на стратегические документы международного и российского уровней по данному вопросу, а также на вызовы времени, которые обуславливают актуальность заданной темы.

«Хотелось бы, чтобы Восточный экономический форум стал точкой отсчета совершенствования современного образования Дальнего Востока», — отметила Габышева.

Между тем, она также напомнила и о фактах, отрицательно влияющих на сохранение, умножение и развитие коренного населения.

Среди них она отметила и демографические показатели последних лет, по данным которых Дальний Восток продолжают покидать трудоспособные люди с детьми, и уровень образования, где население в возрасте старше 15 лет в районах Крайнего Севера проигрывает населению в целом по России, а также некоторое послабление федерального законодательства от позиций защиты прав коренных малочисленных народов.

Кроме того, она озвучила и существующие проблемы, которые характерны для многих районов Дальнего Востока: это и сложная транспортная логистика, и низкая скорость/отсутствие Интернета, и недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, а также неполное соответствие маттехбазы базы современным требованиям.

Она выделила три основных блока, путем сочетания которых осуществляется развитие региональной системы образования. Первый блок призван совершенствовать организационную систему, позволяющую обеспечить получение качественного и доступного образования в соответствии с ФГОС; второй блок нацелен на подготовку квалифицированных педагогических кадров с учетом этнокультурных особенностей северных регионов, способных решать задачи, поставленные перед образованием; третий блок – это развитие ресурсного обеспечения региональной системы образования, включающее учебно-методическое, материально-техническое и технологическое оснащение.

Стоит отметить, что каждый блок включает в себя ряд реализующихся проектов. Среди них и проект «Кочевая школа» Республики Саха (Якутия), который был поддержан структурами ЮНЕСКО и ООН, и рекомендован как лучшая практика государствам, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни. Также проект «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля», который реализуется с 1999 года по программам повышенного уровня на обучение детей малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, чукчей, долган, юкагиров). А в рамках проекта «Международный Арктический Центр культуры и искусств» на данный момент подписаны договоры, соглашения с учебными заведениями, центрами культуры с Финляндией, Аляской, Канадой, Норвегией, Швецией.

«Помимо этого, на сегодняшний день мы приступили к реализации проекта «Международная Арктическая школа» — школы, реализующей образовательные программы международного бакалавриата для детей Сибири, Дальнего Востока России и стран Арктического региона, а также проекта «Детский городок «Дети Арктики» под эгидой ЮНЕСКО — базы для апробации и практической реализации детских идей, потребностей в области науки и техники, культуры и спорта», — сообщила первый замминистра образования и науки Якутии.

Каждый проект ориентирован на развитие региональной системы образования, на то, чтобы дети и молодежь, живущие в труднодоступной зоне, могли получать качественное образование наравне со всеми.

В ходе своего выступления Феодосия Габышева внесла ряд предложений по развитию образования на Дальнем Востоке, среди которых ею было предложено определить Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), находящийся под ведение Минобрнауки РФ, базовым учреждением для развития научной школы по методике преподавания родных языков и русского языка в поликультурной школе. Данное предложение обусловлено модернизацией научного и учебно-методического обеспечения этнокультурного и поликультурного образования детей саха и коренных малочисленных народов Севера.

«Обсуждение данных вопросов, думаю, будет иметь продолжение на Всероссийском съезде учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который состоится 20-21 ноября текущего года в Санкт-Петербурге», — отметила первый заместитель министра образования и науки Якутии Феодосия Габышева.

В заключение она анонсировала присутствовавшим проведение первых Международных интеллектуальных игр, которые состоятся в республике с 8 по 15 июля 2018 года. Формат МИИ – это научный фестиваль, в рамках которого предусмотрены научная конференция школьников, предметные олимпиады, выставка научных работ, разработка STEM-проектов, соревнования по робототехнике и по 3D прототипированию и многих других событий. Международные интеллектуальные игры проводятся под патронатом ЮНЕСКО при участии Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи (МИЛСЕТ) и регионального отделения МИЛСЕТ Восток.

Стоит отметить, что выступление первого заместителя министра образования и науки Феодосии Габышевой на площадке III Восточного экономического форума получило поддержку участников сессии и одобрение со стороны федерального министра Ольги Васильевой. Помимо этого, Ольга Юрьевна заметила, что для создания комфортных условий и повышения качества образования в Якутии идет активное строительство школ в кратчайшие сроки, проводится значимая работа по северным проектам, а также открывается первый детский технопарк «Кванториум».