Минобрнауки Якутии готовит региональную концепцию и программу воспитания детей и молодежи

175

В министерстве образования и науки Якутии прошло совместное совещание двух рабочих групп по разработке Концепции воспитания детей и молодежи в республике на 2018-2024 годы и Программы воспитания детей и молодежи на 2018-2027 годы, в ходе которого учтены предложения и запланированы совместные действия по доработке и обсуждению документов.


Решение о необходимости принятия региональной концепции и программы воспитания было принято по итогам Августовского совещания работников образования и науки «Развитие системы образования: приоритетные направления и обновление практики воспитания», проходившего в Якутске 14-18 августа 2017 года.

Как рассказала руководитель отдела воспитания и дополнительного образования ведомства Ольга Яшина, ведется содержательная и творческая работа по созданию важных и содержательных документов, направленных на совершенствование государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Инициативы основываются на Стратегии развития воспитания детей в Российской Федерации на период до 2025 года и готовятся с учетом положительных результатов, достигнутых в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

«В республике сохранилась самобытная культура, сложились испокон веков свои традиции и обычаи. Кроме того, географическое положение, природные условия и культурно-историческое развитие края влияют на формирование, становление и развитие человека, которые непосредственно должны учитываться в воспитании подрастающего поколения», – акцентировала внимание Ольга Яшина.

Один из авторов программы воспитания Екатерина Чехурдина, ведущий специалист Научно-исследовательского института национальных школ, отметила, что в документах должен быть сделан упор на раскрытие внутреннего мира растущего человека и способностей ребенка на всех этапах детства. Авторы-разработчики концепции воспитания, в частности, Евгения Никифорова, заведующая кафедрой Института развития образования и повышения квалификации, убеждена, что основной идеей концепции воспитания может быть определена идея воспитания ребенка через служение обществу, что заключается в конструктивном диалоге поколений, укреплении социокультурных связей, взаимопонимания между различными социальными группами и личной ответственности во благо Родины. Автор-инициатор разработки программы воспитания Татьяна Ильина, заслуженный работник образования республики, с этой позицией тоже согласилась и подтвердила, что в программе полностью раскрыты понятия «воспитание социальных ценностей», «социальная зрелость», «социальная ответственность».

С другой стороны, Галина Попова-Санаайа, профессор Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, предложила взять за основу идею природосообразности. То есть согласно этому принципу педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Другие члены авторских групп тоже поддержали данную позицию, аргументируя, что согласие с природой, бережное отношение к природе, сохранение и передача ее к подрастающему поколению для северян остается главной. Также всеми членами рабочих групп поддержана идея идентификации личности человека через свою родину: «Якутия – Россия – Мир».

По итогам совещания поручено доработать документы с учетом общественного обсуждения, рассмотреть проектные версии в рамках курсов повышения квалификации, организовать выездные «круглые столы» для внесения предложений со стороны школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, общественности наслегов, общественных формирований.