Сам себе начальник: Якутские фрилансеры о «вольных хлебах»

3112

Не секрет, что все больше людей предпочитают нормированному графику и душному офису свободный полет мысли и возможность самим выбирать коллег, партнеров и клиентов. Корреспондент ЯСИА попросил фрилансеров поделиться своими впечатлениями о работе без начальника и жестких правил.


ДМИТРИЙ СЕМЕНОВ, фотограф-фрилансер, 29 лет

(http://vk.com/foto14ykt)

— Почему ты ушел с постоянной работы и решил стать фрилансером?

Прежде всего я не ставил себе задачу, что «надо пойти во фрилансеры». Я работал в сфере логистики и транспорта в одной из якутских компаний и неплохо там зарабатывал. Однако, я уже нескольких лет увлекался фотографированием и параллельно с основной работой обучался этому ремеслу. Я начал проводить небольшие фотосъемки, и люди стали замечать, что у меня хорошо получается. Я осознал — у меня есть определенные способности в этом направлении и потенциал для развития, но основная работа не позволяла мне реализовать все возможности, поэтому я решил уволиться.

Что необходимо знать о фрилансе?

Фрилансер – человек, который уже что-то умеет, а не «собирается что-то уметь». Его услуги изначально пользуются спросом и, соответственно, он этим живет и зарабатывает. Когда выбирает для себя этот способ заработка, то уже осознает свою преданность делу и свое будущее в этом направлении. Многие думают, что фрилансер — это тот, кто руководствуется принципом «сегодня поработаю, завтра отдохну». Это абсолютно не так, потому что он фанатично отдается своему делу: творческие идеи преследуют его днем и ночью, даже во сне. Необходимо упорно трудиться, заниматься саморазвитием. Фриланс – это не «халява», это — большой труд.

— Сталкивался ли ты в Якутске с непониманием из-за специфики своей работы?

На Западе говорят, что Якутск – город «торгашей». Для такого небольшого населенного пункта у нас зарегистрировано очень много предпринимателей. Поэтому, возможно, у нас спокойно относятся к тому, что люди перестают работать на государство и начинают работать на себя. И если человек зарабатывает на жизнь творчеством или фрилансом, то население, как правило, относится к нему положительно и с уважением.

— С чего у тебя началось увлечение фотографированием?

Думаю, что все началось с астрономии, которой очень увлекался в юности. У меня был довольно редкий телескоп, и я наблюдал через него за звездами, планетами, туманностями, объектами ближнего и дальнего космоса. Постепенно перешел на астрофотографию и освоил для себя такие понятия, как выдержка, экспозиция, обработка. Потом эти знания очень пригодились мне при репортажной и постановочной съемках. Получается, что спустился с небес на землю.

— Как обстоят дела с фотоиндустрией в Якутске?

Основной костяк свадебных фотографов, а их около 30-50 человек, работает уже много лет. Работы хватает всем, но в нашей сфере, как и в любой другой, необходимо быть конкурентоспособным. Конечно, очень много приходящих, которых мы называем «бомбилами». Они еще не совсем понимают, что из себя представляет это направление. Большой процент этих людей уходит, но на их место обязательно приходят новые.

Фотографы – очень миролюбивый народ. Из-за того, что город у нас достаточно маленький, мы все знаем друг друга в лицо. Есть сообщество, в которое может вступить абсолютно любой, достаточно просто быть адекватным человеком и увлекаться фотографированием.

Известные свадебные фотографы Алексей Павлов, Вадим Руфов и Виктор Заболоцкий проводят мастер-классы. Николай Дьяконов, или, как мы его называем, Никола, часто организует бесплатные семинары и обучает искусству фотошопа. На самом деле, этот человек – настоящий учитель, большой фанат своего дела и энтузиаст.

— Фриланс – настоящая ли это свобода?

Если говорить о финансовой свободе, то она вполне ощутима. Однако, большую часть заработка внештатные фотографы получают летом — сумма может превышать 70 тысяч рублей, а у некоторых даже в несколько раз больше. В другие же сезоны проводится не так много свадеб, соответственно уменьшается и заработок.

Свободный же график – это не больше, чем яркий слоган. Человек просто планирует свой распорядок дня так, чтобы развиваться и заниматься творчеством. Развитие же требует больших усилий, как интеллектуальных, так и физических.

Фриланс — это свобода, потому что человек занимается любимым делом. Если он работает только для зарплаты, то эффективность не такая высокая. Если человек может удовлетворить потребность в развитии, которая идет у него изнутри, то он обязательно чувствует некую внутреннюю свободу.

 

ТАМАРА ТАЙШИНА, графический дизайнер, 24 года (https://www.instagram.com/bvigvam/)

-Чем ты занимаешься?

Я работаю на Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, разрабатываю дизайн афиш, логотипов, вывесок, плакатов, сувенирной продукции. Помимо этого, у меня есть мастерская по изготовлению открыток и подарков на продажу, которая открылась год назад.

— Как у тебя появились первые заказы?

Первые небольшие заказы я получала от родственников, знакомых и друзей, а позже уже сработало сарафанное радио. Одним из первых заказов был дизайн этикетки для шампанского, но сейчас я не в восторге от него.

— Когда твоя деятельность начала набирать обороты?

Помню, как кто-то сказал: Если ты художник, то где же твой «паблик»? До того момента я особо не задумывалась по поводу раскрутки, но решила попробовать и создала аккаунт в Instagram. Я публиковала фото со своими авторскими открытками и постепенно люди начали ко мне обращаться. Через некоторое время начали поступать заказы на игрушки, сумки и другой хэндмэйд. Особенно жители активизируются на Новый год, 8 марта и 14 февраля.

Я была удивлена тому, что многие выходят на меня через этот аккаунт уже не только для того, чтобы купить хэндмэйд, но и чтобы предложить более крупный заказ. На самом деле, сперва я не хотела особо себя афишировать и выставлять свое творчество на показ, но решила, что это будет интересный опыт.

— Как часто поступают заказы?

Бывает так, что заказов очень много: я не успеваю с ними справляться, забрасываю все остальные дела, сижу и работаю целыми сутками. Порой заказов поступает мало и это не самые интересные предложения. Конечно, можно подавать объявления, но я пока не видела в этом необходимости. В такие моменты я просто ухожу в творчество и занимаюсь собственными проектами.

— Какие нюансы можешь выделить?

Есть близкие по духу люди, при работе с которыми можно не бояться того, что придётся несколько раз переделывать заказ. Однако есть и совсем «не твои» заказчики. Самое сложное, что многие люди в Якутске совершенно невосприимчивы к дизайну. Заказчики просят создать что-то безвкусное, а дизайнеры поддаются на это, потому что им важнее заработать деньги. Я думаю, что это неправильный подход: необходимо настаивать на своей позиции и доказывать заказчику, что надо следовать вкусу. Если он не соглашается, лучше отказаться от заказа, чем отвечать за совершенно безвкусный проект, который вам не будет нравиться.

Кроме того, дизайнерам необходима база: знания о колористике, композиции, рисунке, живописи. Об этом можно узнать уже на первых трех курсах профильного института или колледжа. Из-за того, что люди начинают заниматься дизайном без должных навыков, на баннерах Якутска часто можно увидеть работы очень низкого качества. Они совершают элементарные ошибки – неподходящие шрифты и расстояния между элементами, злоупотребление обводкой текста, перебор с фильтрами, отсутствие модульной сетки и т.д.

— Поддерживают ли тебя в выборе этой сферы деятельности?

В тематических группах часто шутят про то, что «жена художник – горе в семье» или «чтобы расстроить своих родителей – стань художником», но мне в этом плане повезло. Во мне с детства воспитывали художественное видение, а близкие люди принимают мой ненормированный график и немного сбитый режим.

Кроме того, в Якутске очень много ребят, готовых помочь на бесплатной основе: можно договориться каким-нибудь незначительным бартером или оказанием взаимных услуг. Самое важное — это найти единомышленников.

— Что необходимо знать начинающим фрилансерам?

Главным преимуществом перед «окладной» работой я считаю возможность контролировать себя самой и не зависеть от мнения начальника. Конечно, бывало и так, что я начинала «шевелиться» за день до сдачи заказа, но я думаю, что это скорее изъян творческой профессии и он знаком многим. Еще я советую не ограничивать масштабы своей деятельности: даже если твои услуги не пользуются большим спросом дома, всегда можно попробовать сотрудничество за пределами родного города.

 

МИХАИЛ ТЕРЮТИН, режиссер рекламных видеороликов, 20 лет (http://vk.com/videos119627313)

— Чем ты занимаешься?

Я занимаюсь режиссурой и монтажом рекламных видео. Вместе с коллегами из творческого объединения «Идеяфильм» я работал над видео для якутского бренда KYN, VI Международных спортивных игр «Дети Азии», торгового центра «Айсберг». Сейчас сотрудничаем с информационным порталом YKT.RU.

— С какими проблемами столкнулся при работе с заказчиками за это время?

Самая большая проблема – это оплата. Никогда не бывает такого, чтобы мы сдали ролик и сразу же получили деньги. Даже если заказчику нравится, то всё упирается в бюрократию: мы отправляем счет, оплачиваем налоги и в лучшем случае получаем всю сумму в течение 10 банковских дней. Бывает и так, что эти десять дней «превращаются» в полгода.

У многих заказчиков просто нет денег. Мы встречаемся, чтобы обсудить будущий проект, делимся своими идеями, смеемся, а как только вопрос встает об оплате, то нам предлагают поработать по взаимозачету или начинают жаловаться на кризис и просят сбить цену. А нам тоже надо как-то жить.

Еще 3-4 года назад удивить заказчиков было легче: у нас в Якутске были распространены обычные форматные ролики, а я всегда старался внести идею в проект и сделать что-то интересное. Все говорили, что это очень круто. Сейчас же клиенты могут ограничиться чем-то вроде «нормально». Соответственно, они чаще просят переделать видео под их требования, на что у нас уходит много времени и сил.

— Каковы же тогда преимущества работы фрилансером?

Больше всего меня радует тот факт, что я не занимаюсь каждый день одним и тем же делом, не «перекладываю бумагу туда-сюда». Каждый заказ интересен по-своему: начинаешь пересматривать фильмы, что-то придумывать, гулять, наблюдать, записывать, знакомиться. Я получаю удовольствие от всего этого процесса, а деньги – это уже приятный бонус.

— Часто ли задумываешься о том, чтобы зарабатывать больше?

Желание перенести идею из головы на экран и увидеть реакцию людей на мою работу всегда мотивировало меня больше, чем стремление обогатиться. Я несколько раз подумаю прежде чем взяться за работу, за которую хорошо платят, но абсолютно неинтересную.

— С каких заказов ты начинал?

В 17 лет я снял видео со своего выпускного вечера, смонтировал, отправил его в интернет, получил положительные отзывы. Мне начали звонить по поводу съемок, что для меня было очень неожиданно. Появились первые коммерческие заказы. Я не хотел смущать клиентов и говорил, что мне 19 лет. Тогда мне казалось, что в этом возрасте уже все серьезно (смеется).

Моим первым крупным заказчиком был якутский шоумен Николай Донской, который обратился с просьбой снять для него клип на песню «Бааска». Это был странный опыт, но тогда я соглашался на заказы любого рода ради практики. Руководствуясь этим же принципом, по просьбе знакомого я отснял видео для Парка культуры и отдыха. Заказчик ждал какого-то форматного видео в стиле ТВ, а я снял по-своему — выбрал интересные ракурсы, наложил динамичную музыку. Потом меня попросили еще над несколькими роликами поработать. Параллельно я снимал свадьбы, а также познакомился с Павлом Адамовым, с которым мы сделали видео для iShop.

— Бывает ли у тебя творческий кризис?

Думаю, что всем творческим людям сложно думать систематически и планировать свой график. Тем более, если проект мне не особо интересен, мне сложно концентрироваться на нём, и я начинаю испытывать сложности при работе над другими заказами. Бывает так, что наша команда уже всё отсняла, а мне нужно сделать монтаж, но я сижу и «туплю». Конечно, окружение многое решает в нашем деле. Мне повезло, что я встретил Искандера Иванова, Павла Адамова, Егора Попова и других талантливых ребят.

— Поддерживают ли тебя в выборе сферы деятельности?

Семья, кажется, поддерживает. Раньше я часто показывал родителям свои видео и говорил, что хочу быть режиссером. От мамы, художницы по образованию, я впервые услышал о таких понятиях, как композиция кадра, правило третей, золотое сечение, но понял их значимость уже поздней.

— О чем считаешь нужным сообщить читателям?

Фриланс – это хорошая площадка для развития, но стабильности здесь нет. Ребята, которые выкладывают свое видео на всеобщее обозрение должны быть готовы к тому, что аудитория интернета очень любит делать замечания: «я бы сделал по-другому», «надо бы потемней сделать». Хочу, чтобы это было стимулом для всех нас снимать видео так, чтобы не оставлять возможности для критики.