ЧП в Абые: Север «авось» не прощает

2 декабря на автозимнике Белая Гора - село Абый произошла страшная трагедия: ушли под лёд своенравной Индигирки сразу три гружёных углём для котельной села Абый "Урала". Один из водителей пока считается пропавшим без вести, но мало кто сомневается в его печальной судьбе. В ходе поездки в Абыйский улус рабочей группы правительства Якутии стали проясняться причины произошедшего.

424

Каждую весну коммунальщики республики подводят итоги прошедшего отопительного сезона. Это отнюдь не праздничное мероприятие. Подводя итоги сезона, коммунальщики определяют объём необходимых ремонтных работ, потребность в материалах и оборудовании, выстраивают логистику и ещё многое другое.

В том числе подсчитываются остатки топлива на следующий сезон и его потребность для каждой котельной. С учётом качества топлива, мощности котлов, количества потребителей и т.д.

Теперь уже бывший директор Абыйского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» данные по всем котельным этого северного района дал более или менее нормально. За исключением одной котельной — села Абый. Тут весной в графе «остатки» красовалась приятная глазу цифра в 1089 тонн угля. Что означало, что селу Абый спешный досрочный завоз топлива не требуется.

Но осенью картина вдруг резко изменилась, и в злополучной графе появилась совсем другая, очень тревожная цифра — всего 580 тн. Срочно прибывшая из головного офиса предприятия проверка показала, что по факту угля в Абые ещё меньше — порядка 500 тн. Выяснилось, что бывший директор филиала допустил халатность, сведя цифры только на бумаге, но не провёл замеры фактических остатков. При этом на котельной села Абый не был налажен системный учёт перерасхода топлива, возникший как по технологическим причинам, так и вследствие подсоединения к теплосетям новых потребителей.

На гуляющих по сети Интернет снимках отчётливо видны разбросанные вокруг одного из утонувших «Уралов» рулоны теплоизоляции. Только замечание заместителя министра ЖКХ и энергетики заставило бывшего директора филиала задуматься о ремонте теплоизоляции наружных сетей. А ведь каждому нормальному человеку понятно, что качественная изоляция сетей — это снижение тепловых потерь, влекущее за собой экономию расхода топлива. То есть того самого угля, которого по вине бывшего директора вдруг остро стало не хватать в Абые.

А главы местных муниципалитетов сейчас признаются, что ещё ранней весной, в период работы предыдущего зимника, предупреждали бывшего директора филиала, что угля недостаточно и нужно принимать срочные меры по его довозу. Но бывший директор только отмахивался, предлагая главам не лезть не в своё дело. В душе, видимо, надеясь на пресловутый «авось».

Село Абый расположено в 80 километрах от районного центра — поселка Белая Гора, в большом удалении от реки Индигирки. Завоз топлива сюда возможен лишь в зимний период из Белой Горы по автозимнику, часть которого пролегает по реке.

Правительством республики были предприняты огромные усилия, чтобы досрочно пробить зимник Белая Гора — Абый. Дорожные службы успешно справились с поставленной задачей, но аномально тёплая погода отрицательно повлияла на толщину льда. В результате грузоподъёмность автозимника была временно ограничена 10 тоннами.

Но даже в этих условиях логистики ГУП «ЖКХ РС(Я)» разработали приемлемую схему транспортировки угля, в которой были задействованы лёгкий ГАЗ-53 и трактор МТЗ с прицепом. Это обеспечивало ежедневную поставку в котельную Абыя 12 тонн угля при суточной потребности в 11 тонн. Схема успешно проработала несколько суток.

Казалось бы, проблема успешно решается, котельной и селу ничего не угрожает. Руководству филиала остаётся только следить, чтобы процесс не сбивался с набранного ритма. И тут снова появляется тот самый «авось». Именно на «авось» бывший директор вдруг решает загрузить углём и рулонами теплоизоляции сразу три тяжелых «Урала» и отправить их по тонкому льду Индигирки…

Последствия всем известны. Сегодня правоохранительными органами ведётся проверка на предмет законности действий бывшего директора и главного механика Абыйского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)».