В 2016 году произойдут кардинальные преобразования в тарифной политике Якутии

В Послании Главы республики Егора Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) в схеме тарифообразования в энергетике и коммунальной отрасли республики обозначены кардинальные изменения, которые предстоят в 2016 году и окажут стимул для развития всех секторов экономики на долгие годы вперед. Предстоящие события станут переходным этапом и результатом многолетней работы специалистов Госкомцен-РЭК республики ориентированной не только на выполнение текущих задач, но и перспективного планирования, сообщает пресс-служба Госкомцен-РЭК.

169

В ежегодном Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Якутии Егор Борисов озвучил три основных направления в тарифной политике республики, имеющих разную историю происхождения и развития, но которые единовременно получат начало в июле 2016 года.

1. Ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию.

«Работа по ликвидации перекрестного субсидирования локальной энергетики республики с участием федерального бюджета получила новый импульс после выхода поручений Президента России от 3 ноября этого года. Теперь довести данный вопрос до логического завершения для нас – дело чести. Тем более, что от этого напрямую зависит уровень самодостаточности экономики республики в целом. Это же подстегнет и внедрение альтернативных источников энергии в арктических и северных районах», — обозначил в Послании Егор Борисов.

Официальное начало вопроса «перекрестки» в Якутии было положено еще в 2009 году, с тех пор шел непрерывный диалог республиканских и федеральных властей по решению проблемы.  С выходом специальных поручений Президента России для республики настал этап решающих действий, которые должны привести к ликвидации перекрестного субсидирования в тарифах для промышленных потребителей на высоком уровне напряжения уже с 1 июля 2016 года.

Самым показательным проявлением остроты этой проблемы стал рост тарифов на электроэнергию в 2015 году в размере 15%, из них 9% — это негативные последствия ухода от ПАО «Якутскэнерго» таких крупных потребителей, как ОАО ХК «Якутуголь» и ПАО «Золото Селигдара». Для сравнения – в 2014 году рост тарифов на электроэнергию в Якутии составил 4,4%.

Поэтому если ликвидация перекрестного субсидирования для промышленных объектов – это снижение тарифов, то для остальных потребителей на средних и низком уровне напряжения электросетей,  включая население, это будет выражено в уже умеренных темпах роста тарифов на электроэнергию в будущем, чем прогнозировалось.

2. Переход на поселенческий принцип тарифообразования в сфере теплоснабжения.

«В области ценовой политики с 1 июля 2016 года мы должны перейти на утверждение тарифов на теплоэнергию отдельно по каждому поселению. Сегодня они рассчитываются в среднем по району, что порождает внутреннее перекрёстное субсидирование между райцентрами и поселениями. Новый порядок не только снизит затраты большинства потребителей в крупных поселениях, но и даст дополнительный толчок процессам энергосбережения в отдаленных поселках», — сказал в послании глава Якутии.

Значительные изменения должны произойти и в тарифном регулировании на услуги теплоснабжения. Если раньше тариф на теплоэнергию утверждался в среднем по муниципальному району, то с июля 2016 года тарифы будут утверждаться по каждому поселению.

Учитывая энергоемкость этой сферы и себестоимость выработки теплоэнергии переход позволит существенно снизить расходы на отопление более чем у 60% потребителей, которые в основном сконцентрированы в районных центрах и крупных поселениях республики. Снижение тарифов на отопление коснется, в том числе, всех категорий бизнеса.

Остальная часть потребителей (менее 40%) находятся по большей части в отдаленных наслегах, где у котельных низкий уровень КПД из-за высоких расходов на выработку при низком объеме реализации, и представлены в основном бюджетными учреждениями.

Чтобы учесть все риски и негативные последствия таких изменений в тарифообразовании, в Якутии была проведена соответствующая научно-исследовательская работа, которая обозначила все плюсы и минусы перехода. Вместе с тем, выработаны оптимальные решения и меры по защите от резкого роста тарифов в поселениях с дорогостоящим производством тепла.

Так, для республиканских бюджетных учреждений в наслегах, где произойдет рост тарифов на отопление за счет изменения тарифной схемы, будут предусмотрены средства на компенсацию за счет межбюджетных трансфертов. А для социально-ориентированных и жизнеобепечивающих субъектов бизнеса в аналогичных поселениях будут утверждены тарифы на уровне действующих с учетом индексации. Для этого совместными усилиями специалистов Госкомцен-РЭК РС(Я) и Минфина РС(Я) произведены все необходимые расчеты, которые будут учтены при выстраивании межбюджетных отношений.

Также предстоит разъяснительная работа с главами поселений и субъектами бизнеса в целях организации перехода на поселенческий принцип формирования тарифов на теплоэнергию.

3. Переход на долгосрочные параметры регулирования тарифов на коммунальные услуги.

«Также с июля мы намерены перейти на регулирование всех тарифов на коммунальные услуги на долгосрочный период, что позволит привлечь в коммунальную отрасль сторонних инвесторов и заинтересовать предприятия сокращать свои затраты», — говорится в Послании Главы Якутии.

Данный шаг производится в рамках исполнения федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ, в соответствии с которым по всей России к 1 июлю 2016 года тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение должны утверждаться на долгосрочные периоды – сначала на 3 года, затем на каждые 5 лет.

Переход на долгосрочные параметры регулирования позволит формировать тарифы, исходя из прогноза затрат, которые в течение указанного периода будут ежегодно корректироваться только по факторам, которые не зависят от деятельности ресурсоснабжающих организаций. В свою очередь, долгосрочные тарифы помогут эффективно осуществлять стратегическое планирование для всех видов деятельности и будут способствовать оптимизации затрат предприятий коммунального комплекса и привлечению внешних инвестиций.