Четверть века назад в Алдан прибыл первый пассажирский поезд

226

Ровно 25 лет в город Алдан пришла железная дорога. Это событие случилось 19 декабря 1992 года. В этот день в 12 часов 52 минуты местного времени было торжественно уложено «золотое звено» и прибыл первый поезд на станцию Алдан.


Вот как описывает эти события в своей книге «Дороги Якутии» Гарун Аристакесян: «…Яркий луч прожектора вырвал из предутренней темноты стальную нить и проводил ее на полотно, осыпанное белым снегом. Рельсошпальная решетка, плавно легла на место стыковки. Финишная прямая. Путеукладчик снимает с платформы одно звено, второе… И кладет, кладет на полотно. Бригада Николая Прокопюка из СМП-574 скрепляет их между собой и двигается к городу уже по ним. Все ближе и ближе. Осталось четыре километра. Погода выдалась морозная — за 30 градусов. А монтеры пути будто не замечают ее. Они легко одеты, над ними кружит пар от разгоряченных работой тел. Не зевай! Бригаде выпала особая миссия — войти с путеукладчиком в город. Они стараются на совесть. Костяк бригады — Анатолий Сергеев, Петр Кайзер, Евгений Матвиенко, Дмитрий Соколов — не новички на АЯМе. И опыта им не занимать. И начальник СМП Александр Дудников здесь же на укладке; то в «голове», то в «хвосте». Волнуется не меньше своих монтеров пути. Машинисты крана Евгений Алехин и Борис Пашкинов, подав последнее звено, улыбаются. А на подходе уже новый состав с рельсошпальной решеткой. Сейчас они перекурят в вахтовке — и снова шаг за шагом, метр за метром продолжат движение к Алдану, где их давно ждут. Есть еще два километра!»

Право укладки «золотого звена» было предоставлено монтерам пути бригады Николая Прокопюка, которые своим самоотверженным трудом добились такой чести. После того, как было уложено последнее символическое «золотое звено», прозвучала на весь город команда: «Принять первый пассажирский поезд!».

Первыми пассажирами поезда, который прибыл из Нерюнгри, стали члены комиссии по размещению производительных сил Верховного совета Республики Саха (Якутия), должностные лица строительства и ветераны магистрали.

Несмотря на сильный мороз, весь город пришел встречать поезд. Состоялся торжественный митинг, на котором строителей магистрали чествовали как героев. 294 километра они преодолели по труднопроходимой тайге, прорубая просеки, возводя насыпи, укладывая рельсы. Средняя скорость укладки составила 42 км в год.

Прибытие первого поезда на Алдан стало знаменательным событием для всей Якутии и победой транспортных строителей. Несмотря на трудности с финансированием, правительство республики сделало все возможное, чтобы строители смогли проложить рельсы до города золотодобытчиков.

Сегодня станция Алдан АО «АК «Железные дороги Якутии» является узловой станцией, которая включает в себя также станции Куранах, разъезды Большой Нимныр, Селигдар, Косаревский. Станция выполняет задачи по обслуживанию пассажиров, переработки грузобагажа, выгрузки грузов, поступающих для обеспечения жизнедеятельности не только Аланского района, но и всей республики.