О некоторых нюансах приватизации "АЛРОСА"
Когда два года назад республика подводила итоги ушедшего 2013-го, в числе наиболее важных достижений была названа частичная приватизация «АЛРОСА», в ходе которой на бирже реализовали по 7% федеральных и республиканских акций. Тогда много говорилось о том, что Якутия добилась условий приватизации, при которых были защищены интересы государства, в том числе республиканские, но в чем конкретно это выражалось, как-то не задумались. Таким образом, истинная значимость работы, проведённой руководством Якутии при подготовке приватизации, ускользнула из поля зрения наблюдателей.
Для понимания процессов, происходящих с компанией «АЛРОСА», недостаточно сосредоточиться на одном актуальном факте, раскладывая его на все составляющие детали. Необходим взгляд более широкий, охватывающий большие временные отрезки, так как речь идет не просто о предприятии, а об отдельной, самодостаточной в масштабах страны отрасли и значимом сегменте мирового рынка. И здесь важно понимать, с чем мы имеем дело в целом. А для этого нужно начать с самого начала.
В 50-х годах прошлого века после открытия трубки «Зарница» и других успехов геологов в Якутии, суливших хорошие перспективы для развития алмазной промышленности, первый секретарь Якутского обкома Семен Борисов (по сути, первое лицо Якутской АССР в советской иерархии) добился-таки соответствующего решения в союзном правительстве. Для этого пришлось даже вступить в конфронтацию с Министерством цветной металлургии, возглавляемым могущественным товарищем Ломако, которая вылилась в итоге в несколько скандальное выступление Борисова на пленуме ЦК КПСС в декабре 1956 года.
Семен Борисов,
первый секретарь Якутского обкома КПСС 1951-1965 г.г.
«Мы рады доложить пленуму ЦК партии о том, что в Якутии открыты и разведаны богатейшие россыпи и крупные коренные месторождения алмазов. Эти богатейшие россыпи и коренные месторождения алмазов простираются на площади размером более 300 тыс. кв. км. Геологические запасы алмазов этих месторождений, по далеко не полным данным, оцениваются до 126 млн каратов. … В настоящее время потребление технических алмазов в Советском Союзе в значительной мере отстает от стран капиталистического мира … Следовательно, важность применения технических алмазов в народном хозяйстве Советского Союза не может быть переоценена. Применение алмазов в народном хозяйстве Советского Союза значительно повысит производительность труда, сэкономит расходование государственных средств в отдельных отраслях хозяйства. Как драгоценный камень алмазы также могут быть богатейшим источником увеличения валютного фонда нашего государства. Следовательно, имеются все экономические предпосылки к тому, чтобы немедленно приступить к промышленному освоению алмазов. Упустить хотя бы один год в организации промышленной добычи этого жизненно нужного нашей стране драгоценного минерала -- это значит затормозить повышение производительности труда во многих отраслях промышленности и тем самым задержать дальнейший технический прогресс. Можем ли мы терпеть такую задержку? Нет, не можем. Вот почему нам кажется очень странной позиция министра цветной металлургии тов. Ломако. Еще в 1954 году Якутский областной комитет обратился к т. Ломако с предложением об ускорении промышленного освоения якутских алмазов. Тов. Ломако заявил тогда, что он Антропову не верит: "Тов. Антропов -- человек скользкий, поэтому в наличие алмазов я не верю”. Тогда мы убеждали тов. Ломако, что мы сами собственными руками поднимали алмазы. Когда мы притиснули его к стенке фактическими данными, тогда он говорит: "Это новая отрасль промышленности, этим нам заниматься еще рано”. Таким образом, отказался в 1954 году категорически…»
(Из стенограммы выступления С.Борисова на Пленуме ЦК КПСС в декабре 1956 г.)
Есть, правда, мнение, что сроки начала масштабной алмазодобычи в СССР были оговорены крупными игроками на алмазном рынке еще до декабрьского пленума, и от выступления Борисова мало что зависело. Но, как бы то ни было, эффект был быстрым, если не сказать молниеносным: уже в начале января 1957 года Министерство цветной металлургии СССР приняло соответствующее решение и появился трест «Якуталмаз». От этой даты и ведет свое летоисчисление ОАО «АЛРОСА».
Стратегическая и наименее рыночная
Основные этапы развития компании "АЛРОСА"
Оценивая принятое решение и его реализацию, следует отметить два момента. Во-первых, Советский Союз начал развитие отрасли интенсивным путем, с точки зрения рынка наиболее затратным из всех возможных, с очень длинным, даже не рассматриваемым обычно в рыночных условиях плечом окупаемости. В глухой тайге строились производства, города и поселки, аэродромы, дороги, возводилась гидроэлектростанция с заведомо избыточными мощностями. В то же время темпы освоения и добычи наращивались так стремительно, что объемы очень скоро выходили на уровни, которые не могли остаться незамеченными в мировом масштабе.
Во-вторых, выбрав экономически менее выгодный путь развития алмазной промышленности, советское руководство с самого начала отказалось от разжигания мировой ценовой войны. Уже в 1959 году была продана первая партия промышленных алмазов Центральной страховой компании - одному из подразделений De Beers, а в 1963 был заключен первый контракт с самой De Beers, согласно которому СССР экспортировал алмазное сырье исключительно этой компании в объемах и по ценам, регулируемым договором, и никаких других поставок на внешний рынок не совершал. Это был полностью одноканальный экспорт, при котором СССР не оказывал влияния на рынок, но и сам был защищен от всех возможных колебаний. Однако на ювелирную продукцию контракт не распространялся. Добавим, что система контрактов с De Beers просуществовала практически полвека, последний был подписан в 2001 году. Объемы добычи на месторождениях «Якуталмаза», конечно, перекрывали законтрактованный экспорт и потребности советской ювелирно-гранильной отрасли, впрочем, как и потребности промышленности в технических алмазах. Излишки уходили прямиком в Гохран или, проще говоря, в «закрома родины».
Таким образом, даже если рассматривать экономику СССР как модель государственного капитализма, что может быть более понятно с точки зрения нынешних формулировок, алмазная отрасль была создана как наименее рыночная даже по советским меркам, в чем могла посоперничать с Военно-промышленным комплексом. Она была полностью подчинена стратегическим интересам государства, которым регулировалась и защищалась. Но в один прекрасный момент советский период подошел к концу.
Если отвлечься от политической составляющей, то Декларация о суверенитете обеспечила экономическую защиту и выживание республики в «лихие 90-е». Благодаря Декларации и ряду сопутствующих ей процессов, Якутия смогла получить в собственность алмазные месторождения на своей территории и имущество алмазодобывающих предприятий. 19 февраля 1992 года был принят указ «Об образовании единой акционерной компании (ЗАО) «Алмазы России-Саха» (c 1998 - «АЛРОСА»), на основании которого Якутия передавала в аренду новой компании месторождения и имущество «Якуталмаза». Новорожденная компания «АЛРОСА» вместе с производственной базой унаследовала и основные черты своего предшественника: государственный стратегический актив без самостоятельных выходов на мировые рынки сырья.
Не хочется особо думать, что случилось бы с алмазной отраслью, с предприятиями, фабриками, городами и поселками, людьми, не возьми республика все это в свои руки именно тогда, в 90-е, в период безумной приватизации, «семибанкирщины» и прочих прелестей. Но и это прошло. С началом нового века период турбулентности завершился, и пришла пора наводить порядок. Нормализовалось федеральное законодательство, в соответствие с ним приводились нормативно-правовые базы регионов. В том, что касается недр – они полностью закреплялись в федеральном владении. Взялось государство и за упорядочение экономики. Советская модель уже ушла в прошлое, пришло время рыночных отношений. Переход к ним начался, но очень сильно затянулся и интенсифицировался лишь в начале 2000-х.
К этому времени возможности открытой добычи алмазов на знаменитых на весь мир карьерах иссякли. На трубке «Мир» работы были завершены в 2001, несколькими годами ранее добыча открытым способом прекратилась на трубках "Айхал" и "Интернациональная". Необходимы были серьезные инвестиции для перехода на подземную добычу, освоения новых месторождений, модернизации имущественного комплекса. Учитывая, что собственником существенной части имущественного комплекса была Якутия, здесь могли возникнуть проблемы, так как потенциала республики для этого не хватало: объем инвестиций, необходимых для запуска на проектные мощности одного только рудника «Удачный» и достижения заданных отметок проходки, оценивался примерно в 2 млрд долларов. Инвестором всех этих преобразований при существующем положении вещей могло стать, пожалуй, только государство. Одним словом, перемены в компании назрели.
Следующий период в истории алмазной отрасли начался в сентябре 1990 года принятием Декларации о суверенитете Якутской-Саха ССР. В документе были заложены нормы, определившие для «АЛРОСА» вектор развития на следующее десятилетие: «Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, иные природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории республики являются ее исключительной собственностью».
В 2001 году Владимир Путин подписал поручение, в котором потребовал принять меры «по возвращению федеральной доли в уставном капитале «АЛРОСА». Этим был дан старт долгому процессу федерализации, в ходе которой федеральная доля акций доводилась до 50% плюс одна акция, то есть до контрольного пакета. В собственности республики оставались 32%, еще 8% закреплялись за улусами алмазной провинции.
Защита от турбулентности
Затянувшийся переход к рынку
Когда в июне 2008 году министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о завершении процесса федерализации, он говорил именно об упорядочении собственности и распределении долей в капитале. При этом протокол 2005 года «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)» предусматривал и дальнейшие после федерализации действия, включая открытие компании и приватизацию части активов, что и было сделано в последующие годы.
В 2011 году был сделан следующий шаг к рыночной схеме существования компании – преобразование в открытое акционерное общество. В 2013 году в рамках первого этапа приватизации «АЛРОСА» провела размещение 16% акций (по 7% от федерального центра и республики и еще 2% квазиказначейских) на Московской бирже. Республиканская часть вырученных средств направлена на решение инфраструктурных вопросов, в частности, на финансирование программы газификации населенных пунктов. Несколькими месяцами ранее, в июле 2013, распоряжением правительства РФ был утвержден прогнозный план на 2014—2016 годы, в котором значится сокращение доли участия РФ в «АЛРОСА» до 25% плюс одна акция. Другими словами, о том, что будет вторая волна приватизации, было известно еще до начала первой. Между тем, этого второго этапа могло и не быть, равно как и первого.
Не секрет, что в российском правительстве существовало мнение, согласно которому при формировании новой рыночной модели компании «АЛРОСА» ее нужно приватизировать в полном объеме. Этому есть документальные подтверждения. В распоряжении правительства РФ от 27 ноября 2010 года об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011—2013 годы «АЛРОСА» не упоминается, но в нем оговаривается, что план может корректироваться и дополняться. И через некоторое время он был скорректирован.
Распоряжением правительства РФ от 20 июня 2012 года в документ был внесен абзац, который гласил, что до 2016 года планируется прекращение участия РФ в уставном капитале ПАО «АЛРОСА» с координацией продажи акций, находящихся в собственности РС(Я) и в муниципальной собственности. Заострим внимание: в документе речь идет не о сокращении участия, а о прекращении, в том числе прямо говорится о долях Якутии и улусов алмазной провинции.
О том, что было между датой выхода документа и первой волной IPO, какие велись переговоры, консультации, переписка, мы, быть может, узнаем потом, когда наступит время мемуаров. Глава республики Егор Борисов говорит об этом довольно скупо, мол и он, и менеджмент компании были против стопроцентной приватизации и свою позицию смогли отстоять.
«Я был убежден, что компания, мировой лидер алмазного рынка, должна оставаться под контролем государства. Тогда вынужден был пойти к Владимиру Путину. В итоге решение отменили, за что я очень благодарен и президенту, и правительству страны. Потому что в данном случае государство более эффективный собственник».
Из интервью газете «Ведомости»
Егор Борисов
глава Республики Саха (Якутия)
О том, как проходил первый этап приватизации, писали и говорили довольно много. При этом упустили один момент – параллельно с приватизацией был подписан документ, защищающий контрольный пакет акций, в том числе республиканскую долю многоуровневым правовым механизмом.
Контрольное соглашение
Формирование книги заявок по реализации акций «АЛРОСА» на бирже завершилось 25 октября 2013 года. В тот же день первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов шлет на имя премьера Дмитрия Медведева письмо, в котором докладывает о ходе приватизации, о необходимости выхода распоряжения правительства об отчуждении реализуемых акций. В этом же документе говорится, что в течение месяца после принятия распоряжения будет подписано акционерное соглашение между РФ и Якутией, предусматривающее сохранение по 25% плюс одна акция в собственности у каждой из сторон, с тем, чтобы, цитируем: «в государственной собственности осталось не менее 50% плюс две акции». В документе также отмечено, что соответствующее письмо президента Якутии Е.А.Борисова прилагается.
На письме появилась резолюция премьера, а следом - и соответствующая телеграмма первому зампреду: «Обеспечьте в срок не позднее чем 10 дней с момента издания распоряжения правительства РФ подписание юридически обязывающего соглашения с РС(Я) о сохранении контрольного пакета в компании ПАО «АК «АЛРОСА». Поручение было выполнено. В соглашении, подписанном 18 ноября 2013 года, оговорена возможность дальнейшей приватизации федеральной части акций, но с обязательным сохранением 25% плюс одна акция. И установлены сроки действия соглашения – пять лет с момента подписания с автоматическим продлением на следующие пять лет, если стороны не согласуют другого.
Вот это упустили из виду два года назад – параллельно с приватизацией был подписан документ, защищающий контрольный пакет акций, в том числе республиканскую долю.
Защитные и регулирующие механизмы одним только соглашением не исчерпываются. Так, имеется республиканский закон «Об управлении и распоряжении акциями «АЛРОСА», изданный еще в 2004-м и претерпевший ряд редакций. В действующей редакции 2010-го говорится, в частности, о 8% акций, находящихся в собственности улусов, а также о том, что республика совместно с муниципалитетами принимает меры по реализации единой политики в части согласованного управления и распоряжения акциями, принятия и утверждения основополагающих вопросов стратегического развития компании. Иными словами, что республика представляет интересы улусов. А в статье 5 того же закона прямо прописано: органы местного самоуправления муниципальных образований владеют, распоряжаются и пользуются акциями, причем продажа и иные способы отчуждения, а также передача в залог акций могут осуществляться на основании решений представительных органов. То есть только районные советы депутатов вправе принимать определенные решения относительно акций. Это ответ тем, кто ведет досужие разговоры о том, что федеральное правительство может и улусные 8% приватизировать. Не может!
Ну и, наконец, есть стратегическая «бронь», причем и на республиканский пакет, и на федеральный. Указом Президента РС(Я) «АЛРОСА» включена в перечень стратегических предприятий, из чего следует, что даже включить ее активы в прогнозный план приватизации можно только после вычеркивания компании из перечня, а делается это не одним росчерком пера. В этом случае бюрократическая административная машина крайне вдумчива и играет роль эффективного регулятора и контролера. Кроме того, есть аналогичный перечень, утвержденный указом президента Владимира Путина, который защищает 37% федеральных акций. Бюрократическая машина федерального уровня еще более неспешна и вдумчива, даже если представить, что первое лицо приняло соответствующее решение.
Итак, мы стали свидетелями того, как главная алмазная компания страны начала переход от сформировавшейся более полувека назад и достаточно уникальной даже для тех времен советской модели к рыночной. При этом сейчас в компании по-прежнему сохранен и отражен стратегический интерес государства, но в то же время общая структура стала более гибкой и приспособленной к объективным условиям современной мировой экономики. В отличие от советской модели компания стала полноценным игроком глобального рынка, что несет в себе определенные плюсы, хотя порождает и риски. Но и этот процесс нельзя назвать полностью завершенным. Оценивая «АЛРОСА», мы должны помнить, что смотрим на динамично меняющуюся структуру, и безусловное сравнение сегодняшней ситуации с прошлым или позапрошлым десятилетиями, не говоря уж о советском периоде, как минимум некорректно. Только учитывая все это, мы сможем понимать суть происходящего с "АЛРОСА".
Над проектом работали:
Текст- Виталий Андрианов
Верстка - Галина Мозолевская
В проекте использованы фото К.Рябкова, О.Николаева, Г. Мозолевской,
а также материалы с официального сайта АК "АЛРОСА"
Выпускающий редактор проекта: Галина Мозолевская
© ЯСИА,2016