Юрий Трутнев о ситуации в ювелирной отрасли: Мы все потеряли

248

Вице-премьер РФ, полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев на прошлой неделе посетил с бизнес-миссией Вьетнам и Индию. ТАСС опубликовало выдержки из беседы с полпредом об итогах поездки и дальнейших планах развития ДВ.


— В Индии значительная часть визита была посвящена активизации сотрудничества в алмазно-ювелирной отрасли, с участием АЛРОСА как главного участника этого сегмента российского рынка. В самой компании на этой неделе сменился президент. Каких изменений в стратегии, сбытовой, внешнеэкономической политике компании следует ожидать с приходом Сергея Иванова?

— У компании есть руководство и совет директоров. Тактика работы компании — это их компетенция, а в стратегии меня интересует, чтобы компания как можно больше пользы приносила экономике страны и Дальнего Востока. Мы были на алмазной бирже в Мумбаи, где обрабатываются алмазы АЛРОСА. Там работает 40 тысяч человек, умножаем на членов семьи — не меньше 120 тысяч человек так или иначе имеют отношение к этой работе. О чем это говорит? Что мы все потеряли, потому что наши регуляторы создали такую систему таможенно-тарифного регулирования, что это все от нас ушло. Поэтому тут надо менять все.

В Якутии объемы производства бриллиантов и ювелирных изделий снизились почти на 30 процентов

Когда в переговорах с KGK нам индусы предлагают восстановить бренд российской огранки, не наши люди говорят, а индусы, это нормально? А мы об этом почему не говорим? Почему у нас существует целая масса ограничений, связанная с оборотом камней, с налогом на добавленную стоимость, с вывозами пошлинами на драгоценные изделия, которые просто убивают отрасль?

Но это не значит, что все надо свалить на компанию АЛРОСА, чтобы она строила ограночные предприятия, ювелирные фабрики. Это она не должна, но вместе с правительством должна поучаствовать в разработке системы мер, которые позволят этот бизнес в стране создать, позволить уцелеть тем компаниям, которые уже имеются, и создать условия для развития.

Интересно, что наши индийские коллеги тоже понимают, что иначе будет неравноправная игра, они понимают, что у нас есть основания желать, чтобы в России оставалось больше от переработки, огранки, изготовления ювелирных украшений. Мы пока очень плохо регулируем эту отрасль. Выглядит, словно создавались условия для выхода всего этого из страны.

— Что может исправить ситуацию? Нужен отдельный регулирующий закон?

— Надо провести анализ всей цепочки, связанный с режимами оборота камней, направленный на то, чтобы создать условия для рынка, для изготовления ювелирных украшений. Сейчас чтобы после огранки российского камня в Индии сделать из него ювелирное украшение в России и потом продать, возникает куча проблем. Получается, что это дороже, так как почему-то на ювелирные украшения мы ввели дополнительные таможенные тарифы. Хотя общая практика — установление тарифов на вывоз сырья и стимулировать вывоз готовой продукции.

— Будете обсуждать эту ситуацию с Федеральной таможенной службой?

— ФТС этого не решает, они исполнители. Это надо разговаривать с Минфином, Минэкономразвития. Ну, и АЛРОСА должна участвовать в переговорах, позиция нашей крупнейшей компании тоже важна. Но нужен детальный анализ этой отрасли, с целью ее восстановления в экономике РФ.

В Якутии разрабатывают меры поддержки алмазогранильного и ювелирного производств