Эксперт: Школьный психолог может стать помощником в учебном процессе

109

Психологу в образовательном учреждении приходится работать с огромным количеством школьников одновременно. Как ему выстроить работу так, чтобы отводить внимание всем ученикам и эффективно помочь в обучении и профессиональной ориентации? Советует заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Пединститута СВФУ Василий Находкин.


Василий Находкин – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

В советское время в школах не было практически работающих штатных психологов. Серьезного внимания к этому направлению еще не уделялось обществом. В центральных городах на базах школ проводились научные исследования с привлечением ученых-психологов, но практические цели разрешить ситуации в учебно-воспитательном процессе перед ними не стояло.

Практическая психология в России появилась в начале 90-х годов. Работу представителям новой профессии приходилось выстраивать с ходу и с нуля: не было никаких регламентирующих нормативных документов, мало было справочной литературы и другой информации, чем заниматься школьному психологу.

Начав свою практическую деятельность в 1993 году, я выработал эффективную систему работы школьного психолога, которая может использоваться сейчас и много лет в будущем. Это формирование вокруг психолого-педагогической ситуации круг компетентных людей в школе – учебный завуч, воспитатели, организаторы, социальные педагоги, классные руководители. Организовывали так называемые педагогические консилиумы, где обсуждалась педагогическая ситуация или определенная проблема, принимались согласованные решения, давались грамотные рекомендации участникам педагогического процесса. Ориентировались на четыре направления работы: диагностирование, профилактика, коррекция, развитие. По итогам консилиумов проводились индивидуальные и групповые консультирования родителей и учащихся.

Основной упор следует делать на профориентацию и раннюю профилизацию. Я не говорю о том, что ученику надо выбрать конкретную профессию, нет. Важно определить свое место в мире будущей профессии, выбора направления деятельности. Мы изучали желания, склонности, интересы, способности учеников, их возможности (успеваемость). По итогам ежегодной такой работы школьник уже мог осознать и обозначит, кем он будет, и какие знания ему пригодятся.

Один психолог в школе может достигнуть действительно больших результатов. Главное – грамотно обозначить проблему, цели и задачи своей работы, поставить работу и выбрать ориентиры.

Основная функция психолога – анализ, но, с другой стороны, он должен быть хорошим организатором. Например, некоторую информацию можно взять у классного руководителя, в частности, характеристику. Полезные данные можно запросить у заместителей директора по научной и воспитательной работе. Социальный педагог может предоставить данные о взаимоотношениях учеников и их родителей. Собрав всю информацию, необходимо сделать подобающий анализ. Таким образом, психолог всю силу и опыт педагогической мысли собирает в один кулак, чтобы целенаправленно его использовать на практике. Грамотный психолог – хороший помощник учебно-воспитательному процессу в целом.

Организованная работа отражается на личностном росте детей, их успеваемости, повышает их интерес и желание к учебной и внеклассной деятельности. И неважно, что психолог в школе всего лишь один: в его силах изменить все