Иеромонах Никандр: Не сама вода исцеляет нас, а вера

19 января православные христиане празднуют День Крещения Господня. Наравне с Пасхой Крещение является одним из самых древних христианских праздников и отмечается массовыми купаниями в ледяной воде в специально прорубаемых и освящаемых прорубях.

206

Древняя православная традиция, несмотря на суровые северные условия, очень популярна и у нас в Якутии. В столице республики крещенская купель будет организована в этом году в 11-й раз. Сегодня в городе Якутске идут подготовительные работы.
О том, как подготовиться к крещенским купаниям и что должен знать каждый человек, идя к купели, рассказал секретарь якутской епархии иеромонах Никандр.
«Праздник Крещения Господня по церковным канонам официально именуется праздником Богоявления. Это один из 12 великих праздников православного мира», — рассказывает он.
Традиция купания на Богоявление существует в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча. Священники и прихожане многих храмов отправляются на водоем, где заранее прорубается лед (обычно в форме креста), и с молитвой троекратно погружаются в воду.
По традиции Именно в день Крещения Господня, 19 числа, и в Сочельник, 18 января, по церковному уставу предписано совершать Великое освящение вод. Этот чин проводится раз в год. Сначала воду освящают в храмах, где проводится праздничная божественная литургия. А потом, по древней традиции, крестным ходом верующие идут до водоемов, где совершается такой же великий чин освящения воды. Но, поскольку в Якутии зимой очень холодно, крестного хода у нас нет.
Мне часто задают вопрос, когда правильнее набирать воду, 18 или 19 числа? В народе бытуют разные мнения, но все они навеяны незнанием церковных канонов. Здесь я хочу отметить, что и 18, и 19 числа совершается один и тот же чин, поэтому святая вода, набранная в день Крещения и в Сочельник, одинакова. Священную воду можно набрать в нашем соборе и спустя несколько дней после праздников. Мы специально оставляем ее, чтобы люди, которые по разным обстоятельствам не смогли прийти в храм на Крещение Господне, смогли взять ее после. Такая вода также не теряет своих чудодейственных свойств.
Вода, набранная из купели используется для наружного применения – умывания, для освящения наших домов, ею можно омывать больные места, а для принятия внутрь надо брать в храмах, поскольку купель издревле предназначена для того, чтобы мы могли окунуться в нее телесами.

Сосуд со священной водой нельзя хранить где попало, надо выделить ему отдельное место, а еще лучше, поставить в святом углу. Как правило, в любых домах есть место, где ставят иконы, уединяются и молятся. А если такого угла нет, то это должно быть чистое, светлое, незахламленное место, выделенное специально для воды, которую вы принесли из храма. Потому как она — величайшая святыня, к которой нужно относиться с уважением, любовью и благоговением.

Окунаться в крещенской купели – право каждого, но это не есть обязательное предписание, указание или устав, это просто благочестивая традиция. Все делается исключительно по желанию.

Заходя в купель, человек должен осенить себя крестным знамением. Делается это тремя перстами. Пальцы преподносятся сначала на лоб, на живот, на правое, а потом на левое плечо. При этом произнося: «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа». И так после каждого окунания. Если нет сил погрузиться в воду с головой троекратно, можно сделать это и один раз. А можно воду набрать в ладошку, умыть лицо, омыть тело. Можно принести ее домой и омыть ею своих близких дома, потому как среди нас много немощных людей, маленьких детей. От этого смысл священного таинства не изменится.

Хочу призвать жителей города Якутска, которые на протяжении многих лет окунаются в крещенские купели. Освященная вода будет иметь целебные и духоносные свойства, но если мы будем приходить на омовение в неадекватном состоянии, никакая святыня не будет принята.

Нужно не только приходить на крещенскую купель, но и поучаствовать в богослужениях. Выше участия в литургии не может быть ничего. Сначала человек посещает храм, в идеальном плане он должен приступить к святой чаше, причаститься Святых Христовых Тайн и только тогда, когда заканчивается литургия, мы выходим на освящение вод.

Можно, конечно, набрать и унести с собой десятки литров священной воды, и пить ее каждый день, но, если принимать ее без веры, и не относиться к ней с благоговением, то и никакого эффекта не будет. Всем надо понимать, что не сама вода исцеляет нас, и дает какие-то душевные и телесные врачевания, а вера», — сказал иеромонах Никандр.

Пресс-служба окружной администрации г. Якутска.