В профессиональный праздник Минфин Якутии открыто для всех желающих

117

В ознаменование 95-летия образования Якутской АССР, народного комиссариата финансов автономной республики, Дня финансиста в России 8 сентября с 11 до 13 часов министерство финансов республики проводит День открытых дверей, во время которого состоится экскурсия в музей ведомства.


Декретом Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета ЯАССР в 1922 году были созданы 11 комиссариатов, в том числе Наркомфин, позже преобразованный в министерство финансов Якутской АССР.

Становление и развитие финансовой системы и государственного бюджета республики имеют неразрывную связь с историей становления и развития экономики, науки и культуры. На их пути встречались крутые повороты, достижения и неудачи.

Дореволюционная Якутия по своему экономическому развитию была отсталой, полуколониальной окраиной царской России, очень слабо связанной с остальными частями русского государства. Ярким показателем экономической отсталости и колониальной политики царского правительства является дореволюционный бюджет Якутии.

Бялыницкий В.В., первый нарком финансов Якутской АССР

Из общей суммы сводного бюджета якутской области за 1913 год, составляющего 2083,2 тыс. рублей, расходы на содержание чиновничьего аппарата, полиции, тюрем, острогов равнялись 1603,1 тыс. рублей, или 76,7% от общей суммы расходов бюджета, учреждений: образования – 281,4 тыс. рублей, здравоохранения – 166,7 и сельского хозяйства (агромероприятий и ветеринарии) – 32 тыс. рублей.

Доходная часть бюджета Якутской области в 1913 году на 98,9% слагалась из таких статей, как оброчная подать, земские, ясачные и мирские сборы и до десятка других повинностей, падавших основной своей тяжестью на трудящиеся слои якутского населения, а остальные состоятельные классы (промышленники, торговцы, кулаки и тойоны) несли перед бюджетом весьма незначительную повинность, непропорциональную их прибылям и доходам.

До второго полугодия 1923 года в Якутии не было кредитной системы. Вопросы субсидирования бюджета Якутской республики решались через Иркутский губревком.

Бюджет Якутии на 1923-24 годы, действовавший на основе Временного положения о местных финансах, принятый 12 ноября 1923 года III сессией ЦИК СССР первого созыва, представлял из себя совокупность отдельных доходных и расходных смет, не сбалансированных между собой. Доходная часть бюджета слагалась из доходов от государственных предприятий и имущества, пошлин, сборов и возмещений из государственных средств. Расходы без разграничения их по видам покрывались из местного бюджета и бюджета РСФСР, то есть одни и те же учреждения и мероприятия финансировались в известной части по обоим бюджетам.

Введение в 1924-25 годах твердой денежной валюты, уточнение сферы действия государственного и местного бюджетов, утверждение в 1925 году III сессией ВЦИК СССР второго созыва Положения о местных финансах РСФСР и, наконец, введение с 1928-1929 годов нового Положения о бюджетных правах автономных республик внесли коренное изменение в формировании и исполнении государственного бюджета Якутской республики.

Участники заседания Президиума Якутского ГУББЮРО РКП (Б)

В доходную часть бюджета республики были переданы 99 процентов поступлений сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов и 100 процентов всех остальных налоговых и неналоговых платежей. В расходную часть бюджета республики было передано финансирование таких мероприятий, как лесное и сельское хозяйство, землеустройство, органов государственного управления, прокуратуры и других, ранее финансировавшихся из бюджета РСФСР. Эти мероприятия дали возможность бюджету Якутской республики наиболее правильно и целесообразно использовать представленные средства и уменьшить размер дотации из федерального бюджета.

С этого времени бюджет Якутской республики по принципу его построения принимает более стройную форму баланса государственных денежных средств.

По мере укрепления финансов-кредитной системы Якутской республики развивались и низовые бюджеты. В 1923-24 годы не было ни одного самостоятельного районного бюджета. Районные бюджеты, в настоящем их понимании, стали развиваться в последующие годы. 1927-28 годы имели бюджет 14 районов, в 1932 году – 33, и в 1936 году – все 36.

В показателях Государственного бюджета республики, как в зеркале, отразились успехи первых пятилеток, трудовые подвиги суровых лет Великой Отечественной войны, успешное осуществление задач и планов послевоенных пятилеток. Достижения этого периода неразрывно связаны с именами министров Василия Андреевича Протодьяконова и Василия Ивановича Кононова, отдавших свои знания, энергию, профессионализм финансовому делу.

С 1989 года в стране произошли крупные изменения, связанные с политикой перестройки, вызвавшие крутой перелом в общественно-политической жизни, что нашло отражение и в экономике страны. В последующие годы переход на рыночные отношения вызвало падение экономики.

Особенно сложные задачи встали перед финансистами республики с началом рыночных реформ в России и развалом плановой экономики, когда нашему ведомству пришлось решать проблемы формирования и исполнения бюджета в условиях острого дефицита средств, инфляции, усиливающейся социальной напряженности в обществе. Последствия сложной финансово-экономической ситуации легли тяжким бременем на работников министерства финансов, его структурных подразделений в муниципальных образованиях республики.

В сложившихся условиях неотложными мерами являются глубокий и системный анализ финансовой-хозяйственной деятельности всех хозяйствующих субъектов республики; государственное регулирование цен и тарифов продукции естественных монополий и государственных предприятий; регулирование уровня заработной платы и доходов налоговыми методами; полнота учета налоговыми службами налогооблагаемой базы всего хозяйства; особенно частных и коммерческих структур; повышение собираемости налогов и платежей в бюджет; максимальная рационализация и повышение эффективности использования бюджетных средств.

Последствия сложной финансово-экономической ситуации в республике легли тяжким бременем на работников центрального аппарата министерства финансов, его структурные подразделения в улусах и городах. Возросло требование к финансистам, усилен спрос за эффективное и целевое расходование бюджетных средств. И, тем не менее, отрадно отметить, что, несмотря на все сложности и трудности в работе в нашей системе трудятся профессионалы, любящие свой труд, преданные своему делу. Подрастает новое поколение молодых перспективных финансистов, наша надежда и опора.

После кризисного периода 90-х годов, встав на путь социально-экономического развития, финансовая система республики была нацелена на восстановление экономической стабильности, решение важнейших социальных задач.

На всех этапах развития Якутии финансисты с честью справились с задачами оптимального использования финансовых ресурсов, формирования эффективных бюджетных отношений, способствующих росту экономики региона.

За всеми этими достижениями — колоссальный труд и профессионализм специалистов, руководителей ведомства, отделов и департаментов, подразделений улусов и районов.

На современном этапе своего развития министерство финансов строит свою работу по нескольким направлениям. Это – обеспечение сбалансированности республиканского бюджета; повышение эффективности бюджетных расходов и управления региональными финансами, повышение устойчивости муниципальных финансов, обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса, работа с населением в сфере финансовой и бюджетной грамотности, внедрение принципов инициативного бюджетирования на территории республики, содействие экономическому развитию республики через инвестиционную деятельность и повышение инвестиционной привлекательности.