Иркутско-Якутский почтовый тракт: Настоящее и прошлое

253


В прошлом году к большой дате — 275-летию становления Иркутско-Якутского почтового тракта –
 1-й вице-спикер госсобрания (Ил Тумэн), председатель общественной организации «Потомки государевых ямщиков» Анатолий Добрянцев вместе с небольшой делегацией земляков и творческой группой самодеятельных артистов отправился по маршруту следования ямской почты. Мы публикуем на нашем сайте его воспоминания.


В 1743 году служивый человек Захар Баишев по заданию воеводской канцелярии  впервые основал 28 станций от Витима до Якутска. С этого года начинается летоисчисление государственного ямщицкого почтового тракта, объединившего судьбы русского и якутского народов. Иркутско-Якутский почтовый тракт имел такое же значение для нашего северного края, как и определивший в свое время развитие целых цивилизаций Великий шелковый путь.

Иркутско-Якутский почтовый тракт: 2750 километров

Хочу вспомнить основные моменты научно-исследовательской и этнографической экспедиции «По следам государевых ямщиков», которая прошла в июле прошлого года и стала возможной благодаря распоряжению главы РС(Я) Егора Борисова и плану мероприятий правительства РС(Я).

Реализации проекта предшествовала большая предварительная работа: убедить руководство республики и ученых-историков ради прошлого отдать дань уважения нашим предкам, государевым ямщикам. Республика должна широко отметить эту историческую дату, ведь этот тракт более двух веков служил единственной дорогой жизни для жителей Ленского края, Якутской области и ЯАССР.

Во время проведения VI Ердынских игр состоялись встречи с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко и председателем парламента Сергеем Брилкой, где была достигнута поддержка со стороны руководства области, также встречи с некоторыми руководителями муниципальных районов.

 

Иркутск, древняя сибирская земля

Нам предстояло проехать 2750 километров пути с посещением 126 почтовых станций в двух регионах, из которых порядка 1500 километров – по территории Иркутской области. Мы посетили девять муниципальных районов: это Иркутский, Эхирит-Булагатский, Баяндаевский, Качугский, Жигаловский, Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Киренский и Мамско-Чуйский. Порядка 1250 километров по территории нашей республики по четырем муниципальным образованиям: Ленскому, Олекминскому, Хангаласскому районам и Якутскому городскому округу.

Первые два дня после прилета в город Иркутск экспедиция по плану провела в самом городе. 12 июля мы посетили уникальный исторический музей-комплекс русского деревянного зодчества «Тальцы», где собраны старинные здания и строения Илимского острога, основанного в 1630 году, который попадал под затопление при строительстве каскада ГЭС по реке Ангаре, это более 100 строений.

14 июля наша экспедиция взяла старт со старинного здания Иркутской городовой почтовой станции, построенной в 1799 году. До сих пор в этом здании размещается Иркутский главпочтамт. Особая реставрация не проводилась, здесь все как два века назад.

В первый день мы проехали по территории бывшего Иркутского уезда, 4 почтовые станции, и на первой же станции Хомутовской был теплый прием с хлебом-солью, а народный коллектив «Россиянка» нас встретил с народной песней. В Жердовской почтовой станции показали хороший краеведческий музей.

Усть-Ордынские язычники

Усть-Ордынские буряты, как и народ саха, являются язычниками, мы увидели очень много похожего в традициях, вероисповедании, обычаях, и они оказались нам, потомкам приленских ямщиков, очень близки по духу.

В первые четыре дня пребывания в Иркутской области нас везде сопровождал мой коллега по парламенту, вице-спикер Иркутского Законодательного Собрания Кузьма Алдаров, замечательный человек, достойный сын бурятского народа.

Он родом из этих мест, и в пути он был интересным рассказчиком и собеседником, хорошо разбирался в истории становления Якутского тракта (так иркутяне любезно называют наш тракт). Кузьма Романович – специалист сельского хозяйства, ряд лет он был министром сельского хозяйства области, и мне, сельхознику, также было о чем поговорить, тем более, из Иркутска мы ехали по отличной асфальтовой дороге до поселка Качуг, а исторический тракт проходил именно по этой дороге. Вдоль нее – бескрайние поля, которые засеяны различными сельхозкультурами, местами бескрайние сенокосы и пастбища, где пасутся большие стада коров, лошадей и овец. Иркутяне в основном сохранили свои крупные хозяйства с советских времен. Здесь встречаются русские, украинские, белорусские, татарские и бурятские деревни, которые были основаны еще в начале XX века в период Столыпинской реформы. И есть тут над чем подумать и поразмышлять.

В уникальном туркомплексе «Юрта хана» внутреннее убранство выполнено очень красочно, в национальном бурятско-монгольском стиле, из ярких материалов, старинная мебель, соответствующая посуда. Нас угостили уникальными бурятскими блюдами. Эта юрта была построена по аналогии с юртой великого Чингисхана.

Баяндаевский район

Эстафету на границе, где находилось бывшая Ользоновская почтовая станция, принял харизматичный глава Баяндаевского района Анатолий Табинаев, мой давний знакомый со времен проведения двух Ердынских игр.

Баяндаевский район один из крупных сельскохозяйственных районов области, где на 15 тысяч человек населения содержится 50 тысяч голов крупного рогатого скота, 20 тысяч голов лошадей и 8 тысяч голов овец январского поголовья и до 20 тысяч гектаров посевных площадей различных сельскохозяйственных культур. Внушительные цифры.

Дальше по пути мы остановились на водоразделе двух великих сибирских рек Енисей – Лена, где стоит огромный знак, свидетельствующий о том, что именно здесь берет свое начало в виде маленького ручейка наша кормилица – Великая река Лена.

Была короткая остановка на почтовой станции Хоготовская, и вот на границе, в Манзурской почтовой станции, нас с песней под баян встречает хлебосольная, добродушная хозяйка, глава Качугского района Кириллова Татьяна Сергеевна со своей многочисленной свитой и народным коллективом.

Родина святителя Иннокентия Вениаминова

15 июля утром после размещения в гостинице Качуга мы выехали в село Анга. Это в 25 километрах в сторону от тракта, на малую родину святителя Иннокентия Вениаминова – апостола Сибири и Америки, митрополита Московского и Коломенского, выдающегося православного деятеля России. В селе Анга мы посетили строящийся к 220-летнему юбилею православный комплекс. Родом из этого села и нынешний Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Брилка Сергей Фатеевич. Он принял меня в день прилета в городе Иркутске и подарил мне совершенно новую книгу под № 3 «Жива Россия заслугой Иннокентия».

В селе нас радушно, со старинной песней под баян встретил народный коллектив «Селянка», затем мы посетили историческое здание – дом-музей, где в детстве с 6 лет жил Ваня Попов – будущий епископ, апостол и митрополит Иннокентий Вениаминов, который, окончив Иркутскую духовную семинарию, овладел более чем 10 языками коренных народов Сибири и Америки, внес выдающийся вклад в православие. Дом, построенный в 1800 году, находится в приличном состоянии, со всеми атрибутами того времени.

Жигаловская пристань

Далее мы вернулись на тракт и недалеко от Верхоленска посетили знаменитые Шишкинские писаницы, где на скалах вдоль берега Лены на протяжении нескольких километров очень много древних писаниц тысячелетней давности.

Дальнейший наш путь лежал в Жигалово. Тут мы впервые увидели четыре безлюдные почтовые станции – это Тюменцевская, Коркинская, Петровская и Новомаревская, где сохранились только отдельные полуразвалившиеся дома и заросшие бурьяном поля, которые напоминали о том, что здесь когда-то жили люди.

На границе Жигаловского района с хлебом-солью нас встретил гостеприимный глава района Игорь Федоровский – мой знакомый еще с времен V Ердынских игр, настоящий былинный сибирский богатырь, под два метра ростом, громогласный, с шутками-прибаутками, прекрасный охотник, рыбак и истинный знаток своего района.

Жигалово (год основания 1723 год) – это также старинная почтовая станция при мелководье на Качуге и Верхоленске. Почта и люди гужевым транспортом доставлялись досюда, а с Жигаловской пристани уже начинался летний водный путь. Жигаловская пристань в XVIII–XIX веках была объектом обеспечения Якутской области и началом настоящей дорогой жизни.

Лена в этих местах еще довольно узкая — от 100 до 200 метров в ширину, и мелководная. Проплывая по нашей кормилице Лене, мы увидели настоящую неописуемую природную красоту и экзотику. Лес в этих местах очень крупный и плотный, начинается буквально с берегов: кедр, пихта, ель, сосна, береза, огромного размера рябины, черемуха и другие кустарники. Вода на реке чистейшая.

Я спросил у сопровождавшего нас на своей лодке главу района Игоря Николаевича, взяли ли мы воду в бутылках для питья. Он ответил: «Ты обижаешь меня, мой друг, вот тебе кружка, черпай из матушки Лены и пей, сколько угодно. И вдобавок вот, видишь, это настоящий сибирский напиток, настоянный на кедровых орехах и различных природных дикорастущих ягодах и травах, под 40 градусов крепости. Мы, уважающие себя люди, здесь не покупаем из магазина ни воду, ни водку, тут все свое, натуральное».

В Грузновской почтовой станции осмотрели старинный дом семьи Евдокимовых, типичной типовой застройки XIX века, большой пятистенок с сохранившейся глинобитной печью. Закаменская, Шамановская и Головская почтовые стоянки, почти безлюдны или проживают по несколько семей, в основном охотники-промысловики, но сохранилось много старинных домов.

Усть-Кутское урочище Лупилово

Дальше эстафету по сопровождению нашей экспедиции подхватил Усть-Кутский район в лице Душина Александра Викторовича, кандидата в мэры города Усть-Кут. Он посадил нас в свой современный дизельный катер-водомет «Россомаха», с двигателем мощностью в 350 лошадиных сил, и мы помчались со скоростью 80 километров в час на его участок в урочище Лупилово между бывшими почтовыми станциями Дядино и Басово, которые оказались безлюдными, но также сохранилось несколько старинных домов.

17 июля мы рано утром отправились на катере в дальний путь. Отсюда начинался старинный Киренский уезд, который охватывал 56 почтовых станций до границы Олекминского округа, или по нынешним меркам это территории Усть-Кутского, Казачинско-Ленского, Киренского и Мамско-Чуйского районов Иркутской области и нашего Ленского района.

Мы посетили еще три почтовые станции: Тарасовскую, Боярскую, Омолоевскую. На этих почтовых станциях сохранились старинные здания, почтовые дома, амбары. Преодолев 240 километров пути, к вечеру приехали в город Усть-Кут (основан в 1631 году) как усть-кутская слобода, затем и почтовая станция. Ныне там проживает около 40 тысяч человек, город растянут по берегу на 30 километров. Усть-Кут – это настоящий транспортный узел: здесь железнодорожная станция «Лена», речной порт «Осетрово». По железной дороге завозится львиная доля грузов для нашей республики и дальнейшей перевозки речными судами. По реке Лене груза доставляются по всей нашей республике. Имеется авиапорт и вся соответствующая инфраструктура для города. По городу нас сопровождала заместитель главы района Кузнецова Елена Александровна, которая оказалась дальней родственницей наших ямщиков Припузовых из почтовой станции Улах-Ан. Мы посетили добротный краеведческий музей, затем состоялась встреча с общественностью и старожилами города. Перед нами выступили три коллектива художественной самодеятельности, в том числе один народный коллектив.

 

Киренск – центр старинного уезда

18 июля мы рано, в 6 часов утра, выехали из города Усть-Кут до города Киренска на скоростном судне «Полесье», которое принадлежит нашему ЛОРПу. Этот день – один из неудобных дней для нашей экспедиции, так как мы ехали вместе с пассажирами, и у нас не было возможности останавливаться на каждой почтовой станции, а расстояние было около 300 километров пути и 13 почтовых станций. Мы с оператором заняли место повыше и засняли все станции на видео, я просто их комментировал. Так, без встречи, мы проскочили целый район, так как теплоход с Усть-Кута был уже полон пассажирами, поэтому не было остановки даже в районном центре Казачинско-Ленского в поселке Марково.

Во второй половине дня мы прибыли в старинный город Киренск, бывший центр огромного уезда. Город с населением около 15 тысяч человек располагается на острове с очень хорошим пейзажем. Город основал в 1630 году казак Василий Бугор. По городу нас сопровождал заместитель главы Лещинский Сергей Юрьевич. Мы посетили Троицкий собор, который построен в XVIII веке. У нас осталось очень хорошее впечатление от посещения городского краеведческого музея, где очень богатая коллекция предметов жизни и быта XVII–XIX веков, огромная коллекция русских самоваров, более 30 штук коллекции бутылей различной емкости от 50 литров до 0,5 литра, старинная конская упряжь, орудия охоты, рыбной ловли, различные станки, в том числе хорошо представлены коренные малочисленные народы Севера. Именно в этом музее мы сделали себе историческую фотографию, переместившись во времени на 100 лет назад.

Подоить коров и – на Ленские щеки

20 июля рано утром наши девчата даже поучаствовали в раздое коров, сфотографировались с поросятами, телятами, и после отменного завтрака на фазенде Трачука В.В. мы выехали в сторону Витима. В этот день нам предстояло проехать 260 километров и 11 почтовых станций. В дорогу нас загрузили свежей сметаной и творогом, которыми мы лакомились еще два дня, и еще осталось для экипажа судна.

Следующая остановка у нас состоялась на почтовой станции Коршуновская, где осмотрели ряд сохранившихся старинных домов. В одном из домов живет семья, очень типичный старинный дом со старинной русской печкой и огромным погребом под картофель. Дом 150-летней давности постройки, с четырехскатной крышей, резными ставнями с узорами очень хорошо сохранился.

После того нам предстояло проехать по очень интересным местам через Ленские щеки – это самое узкое место на Лене: и отвесные скалы с двух берегов, и крутые повороты, и очень быстрое течение.

На этом месте расположена бывшая почтовая станция Пьянобыковская и здесь очень быстрое течение, все суда двигаются по графику, чтобы не было встречного движения. Тут невольно задумаешься, как это место (около 20 километров) проходили ямщики особенно против течения в летнее время

К 10 часам вечера подъехали к последней станции по Иркутской области Чуйское, 63 по счету почтовая станция, пройдены 1500 км. пути. В Чуе проживает несколько семей, но из- за мелководья и наступлением темноты не смогли причалить и поехали дальше. К 12 часам ночи пересекли границу нашей республики и на ночь пристали у поселка Витим. Это первый населенный пункт на территории нашей республики.

О путешествии по Иркутско-Якутскому тракту теперь уже по территории Якутии – читайте завтра.

Продолжение следует.