Когда несколько лет назад начался совместный проект «Туймаады-лизинг» и администрации Намского улуса, было много надежд, а сегодня у бывших партнеров друг к другу много претензий. И при этом информация муниципальной власти и Минсельхоза не всегда совпадает.
В 2006 году работавшая в России немецкая фирма «Вестфалия» реконструировала в селе Модут на средства «Росагролизинга» заброшенный совхозный комплекс, что обошлось в 38 млн рублей. Возместить их по договору должно было АО ЛК «Туймаада-лизинг».
На 20 млн рублей «Росагролизинг» закупил и доставил в Якутск грузовым самолетом 155 высокопродуктивных животных из Австрии.
Еще 28 млн «Туймаада-лизинг» вложила в покупку оборудования, кормораздатчики, которые сразу же передала в сублизинг созданной дочерней компании ООО «Тунал», учредителем которой кроме нее выступила администрация Намского улуса. Сегодня муниципальная власть старается минимизировать свою роль в этой печальной истории.
По словам главного специалиста «Туймаады-лизинг» Василия Бурцева, по разработанному бизнес-плану 98% капитала сначала принадлежало головной компании и 2% СХПК «Модут» Намского улуса. Когда муниципальный кооператив передал животноводческому комплексу около 800 га пахотных землей для выращивания кормовых культур, часть КРС и лошадей в виде собственного имущества, финансовое соотношение изменилось.
По оценкам заместителя главы района по сельскому хозяйству Ефима Гоголева, оно составляло примерно 75% на 25% в пользу «Туймаады-лизинг». И на этом основании администрация считала, что компания-партнер должна вкладывать в товарное производство больше средств.
Однако, по информации Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), на самом деле доля Намского района составляла более 35%, а «Туймаады-лизинг» — свыше 64%.
Ожидалось, что через три года «Тунал» выйдет на рентабельный уровень и будет получать от одной коровы уже не 1,8 тыс. литров молока в год, а по 3,5 тысячи, затем 5 тыс. литров или даже 10 тысяч, как в Австрии.
По расчетам в 2016 году животноводческий комплекс должен был иметь 16 млн руб-лей прибыли, перерабатывая у себя и поставляя Якутскому молокозаводу 850 —1000 тонн сырого молока. Но на такой объем выйти не смогли.
В 2014 году «Росагролизинг» инициировал в отношении «Тунала» процедуру банкротства из-за долгов за поставку скота, а в 2016‑м дочернюю компанию как юрлицо ликвидировали. «По долгам стала платить «Туймада-Лизинг», использующая собственные оборотные средства и привлеченные кредитные ресурсы», — сказала заместитель гендиректора компании Розаида Гудуева.
В «Тунале» было 200 коров. В Минсельхозе нам сообщили, что скот выкуплен намскими хозяйствами. А в администрации района говорят о продаже лишь 90 голов: они ушли с аукциона за 3 млн 680 тыс. рублей, и эти деньги были использованы на выплату зарплаты.
Почему, имея весомую помощь от головного предприятия в виде тракторов и другой сельхозтехники для заготовки кормов, «дочка» «Туймаады-лизинг» и администрации Намского района, представлявшая собой дружный работоспособный коллектив, в котором было много высокообразованной молодежи, обанкротилась, оставив после себя более 80 млн рублей лизинговых платежей и долги по налогам?
Сегодня бывшие партнеры разводят руками и пытаются переложить ответственность на кого-то, намекая на кадровую чехарду и постоянную сменяемость министров сельского хозяйства. В «Туймааде-лизинг» руководитель тоже поменялся. Дмитрий Махаров возглавил предприятие в 2014 году, когда оздоровление «Тунала» уже не представлялось возможным.
В самом «Тунале» за семь лет сменилось четыре руководителя. Из них главный учредитель вспоминает добрым словом только Ольгу Борисову, грамотного, авторитетного специалиста, не получившего поддержку тогдашнего намского руководства. После ее ухода глава района назначил руководителем «Тунала» Дмитрия Попова, при котором за два года предприятие дошло до ручки. Теперь администрация Намского района признает, что выделенные на покупку скота два миллиона рублей были использованы им не по назначению.
Что делать с пустующим в селе Модут животноводческим комплексом с евроокнами, оставшимся оборудованием, ни в Намском районе, ни в «Туймааде-лизинг» тоже не знают. А должны были бы за два года, пока он не работает, определиться, навести порядок в разоренном здании, чтобы его можно было сдать в аренду или выставить на аукцион. А вдруг рядом с богатыми землями получившие государственный грант предприниматели найдут ему применение? Видимо, ждали прямого указания Минсельхоза, которое теперь получили.