С инициативой перенести старт третьего этапа закона о «дальневосточном гектаре» на февраль 2018 года выступили депутаты якутского парламента. Всего Ил Тумэн подготовил одиннадцать поправок в федеральный закон, направленных на защиту интересов жителей дальневосточных территорий.
Реализацию закона о «дальневосточном гектаре» в Якутии обсудили ходе выездного совещания комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которое прошло в Госсобрании Ил Тумэн РС(Я).
Как отметил председатель комитета Дмитрий Азаров, цель встречи – изучить, как закон применяется в пилотных регионах и прояснить позицию Якутии по этому вопросу, чтобы затем обобщить предложения по корректировке закона на заседании рабочей группы СФ.
Глава парламентского комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев обратил внимание, что, несмотря на то, что большинство предложений парламента были учтены в окончательной редакции закона, у Якутии остался ряд принципиальных замечаний. Поэтому с принятием закона работа по его усовершенствованию была продолжена. Итогом стал проект изменений в федеральный закон о дальневосточном гектаре, разработанный совместно с правительством республики, который был принят в ходе последней сессии якутского парламента.
«Всего нами вносятся 11 поправок, учитывающих, как мы считаем, интересы дальневосточных территорий», — подчеркнул он.
Так, якутские парламентарии предлагают предоставить субъектам ДФО право самим определять основания и условия предоставления земельного участка в зависимости от природно-климатических особенностей и урожайности кормовых угодий региона, а также определять территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены. Это, считают депутаты, повысит ответственность парламентов разных уровней за реализацию закона. Полномочия по распределению земельных участков, которые сейчас рассредоточены между органами исполнительной власти и местного самоуправления, предлагается передать муниципалитетам, что сделает процедуру выделения участков более лаконичной и скоординированной.
Возможность получить в упрощенном порядке земельные участки в субъектах ДФО не обеспечивает реализацию основной идеи закона, а именно – создания условий для привлечения россиян в дальневосточные регионы, считают депутаты. В связи с этим, они предлагают ввести дополнительное условие для передачи земли в собственность и делать это только в том случае, если гражданин не менее пяти лет проживает на территории субъекта ДФО, где ему предоставлен земельный участок.
Далее депутаты предлагают исключить из перечня разрешенных видов использования лесов заготовку древесины. Необходимость такой поправки они обосновывают тем, что, получив земельный участок, граждане имеют право на вырубку леса, при этом никаких ограничений на реализацию полученной древесины федеральное законодательство не предусматривает, а требования по охране, защите и воспроизводству лесов на владельцев участков не распространяются. Как следствие, возникает опасность сплошной рубки и неправильного использования лесных ресурсов. В случае изменения категории земель и вывода их из земель лесного фонда должен меняться и уполномоченный орган, отвечающий за распоряжение землями, это мнение также нашло отражение в законопроекте.
Кроме того, предлагается продлить срок оспаривания договора на выданный земельный участок и срок оформления ранее учтенных участков с шести месяцев до одного года и обеспечить взаимодействие единой информационной системы с аналогичными региональными информационными системами, чтобы сократить технические процедуры по передаче информации.
И, наконец, Ил Тумэн предлагает отложить реализацию третьего этапа закона на 1 год и продлить срок выделения земли жителям дальневосточных регионов до 1 февраля 2018 года.
«Механизмы реализации закона еще предстоит отрабатывать. При этом крайне важно не допустить серьезных ошибок и недоработок, которые могут привести к негативным последствиям. За этот период можно будет внести все необходимые изменения в закон с учетом его правоприменительной практики», — отметил Прокопьев.
В ходе совещания свои опасения высказали и представители муниципальных образований и общественных организаций, которые предложили ввести мораторий на реализацию закона в Якутии, а то и вовсе исключить ее из перечня регионов, в которых действует закон о «дальневосточном гектаре». В числе оснований для этого назывались: цифровое неравенство, не позволяющее всем жителям региона воспользоваться ЕИС, опасность что, после передачи земли в собственность она может быть передана иностранным гражданам, большое количество неучтенных земель, на которых расположены сенокосные угодья и которые могут перейти в собственность третьих лиц.
Комментируя законопроект якутского парламента, Дмитрий Азаров отметил, что все предложения подготовлены очень грамотно и большинство из них, скорее всего, войдет в число поправок в федеральный закон, которые в ближайшие дни примет рабочая группа Совфеда. Что касается моратория, то он не считает, что приведенные ораторами аргументы являются достаточными основаниями для этого.
«Опасения — понятны, но если мы стремимся к правовому государству, то должны создавать условия для того, чтобы люди оформляли свои права, а права это и ответственность. И, конечно, мы должны подталкивать сограждан к тому, чтобы все права были урегулированы. Депутатам нужно дойти до каждого избирателя и объяснить, что надо сделать, иначе завтра возникнут риски, что этот земельный участок будет утрачен. Это большая работа, но я призываю вас как депутатов сконцентрировать свою работу на помощи людям в решении их конкретных вопросов и их нужд», — прокомментировал он обращение депутата райсовета Хангаласского улуса Юрия Яковлева о введении моратория на выдачу участков в Якутии.
Относительно цифрового неравенства, Азаров напомнил, что заявки можно подавать в виде письменного обращения, кроме того, действие закона о «дальневосточном гектаре» не отменяет действие закона о предоставлении земельных участков в обычном порядке и у граждан сохраняется такая возможность.
«В целом закон направлен не на создание новых реалий, а на упрощение процедуры выделения участков и привлечение людей в Якутию и другие регионы Дальнего Востока, тех, кто заинтересован вкладывать средства развивать регион», — подчеркнул он. Вместе с тем он согласился, что закон недостаточно урегулирован в части передачи участков в собственность иностранным гражданам. Несмотря на норму, которая напрямую запрещает выделение земельных участков иностранцам, такая возможность не исключается, например, в случае наступления права наследования. В связи с этим Совет Федерации намерен внести поправку, согласно которой, участок будет изыматься в федеральную собственность, в случае если его владельцем станет гражданин иностранного государства, независимо от оснований.
Поправки в закон о дальневосточном гектаре рабочая группа Совета федерации должна принять и направить в Госдуму до 29 июня. Велика вероятность, что в их число войдут и предложения Якутии.
«В Совете Федерации мы тоже видим определенные риски и считаем, что опасения по многим направлениям оправданы. На ближайшем заседании специально созданной рабочей группы по мониторингу правоприменительной практики закона о дальневосточном гектаре они будут самым внимательным образом исследованы. Последнее заседание запланировано на 29 июня, до этого времени поправки будут оформлены и направлены в Госуму и, считаем, что до конца года они будут приняты. Что касается инициативы Ил Тумэна, то мы будем выбирать самый короткий путь, а это на наш взгляд – внесение их от группы Совета Федерации», — по мнению Азарова, у большинства их них есть шанс пройти.
Что касается отсрочки основного этапа реализации закона на год, то это, по его мнению, подлежит обсуждению. «На мой взгляд, установленные сроки не создают каких-либо рисков», — прокомментировал он.