В 2017 году Якутская республиканская ассоциация инвалидов – студентов и специалистов (ЯРАИСИС) выиграла грант президента России по инклюзивному образованию. Председатель правления организации, директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Пантелеймон Егоров рассказал ЯСИА о том, как помогают обучающимся с проблемами зрения адаптивные компьютерные технологии, какие мероприятия будут организованы на полученные средства.
Проект «Инклюзивное образование – достижение цивилизованного общества», представленный ассоциацией, направлен на создание специальных условий для обучающихся с проблемами зрения и предусматривает организацию дифференцированного образовательного процесса, профориентационной работы среди обучающихся школы для слепых и слабовидящих людей, социокультурной реабилитации студентов, а также оказание бесплатных консультационных услуг школьникам с проблемами зрения и их родителям по изучению системы Брайля и адаптивных компьютерных технологий, разработку учебных программ по инклюзивному образованию и подготовку педагогических кадров посредством проведения курсов повышения квалификации.
Сумма гранта составила 4,7 миллиона рублей.
— Каково самое распространенное заблуждение в отношении людей с особыми образовательными потребностями?
— Это тот факт, что они не могут учиться наравне со всеми – инклюзивно, особенно это касается незрячих детей, которых ни детский сад, ни школа сегодня не принимают.
— В 2013 году в интервью одному из интернет-изданий вы отмечали, что идеальная модель инклюзивного образования заключается в том, чтобы родители здоровых детей ни разу не сказали, почему их ребенок должен учиться с «этим» слепым или глухим. Спустя 6 лет вы уже реже слышите такие реплики?
— К сожалению, нет.
— Насколько тяжело им дается обучение в нынешних условиях? Через какую ситуацию можно представить то, насколько сложно человеку с проблемами зрения получать образование?
— Человек получает 90% информации через зрительные органы, это подтверждает мировая практика. Труднее всех при получении образования и профессиональной работы приходится людям с проблемами зрения. Поэтому мы выбрали именно эту целевую группу.
— Насколько полезны адаптивные компьютерные технологии, работе с которыми вы обучаете в рамках деятельности ассоциации, и охотно ли их осваивают?
— Благодаря адаптивным компьютерным технологиям незрячие и слабовидящие школьники, студенты сегодня могут наравне со здоровыми сверстниками работать в интернете, получать письма по электронной почте, писать свои статьи и доклады, получать качественное образование, и это также подтверждает мировая практика. Мы разработали методику обучения незрячего пользователя работе на персональном компьютере без посторонней помощи – самостоятельно.
В рамках бесплатных консультаций по изучению системы Брайля, освоению адаптивных компьютерных технологий и психолого-педагогического сопровождения к нам каждый день обращаются по 2-3 человека. Консультации проводят члены нашей ассоциации – это около 50 человек. Благодаря гранту президента мы теперь бесплатно обучаем не только детей, но и их родителей. Они вместе с ребятами осваивают методику работы с незрячими.
Отмечу, что в республиканской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей сегодня обучают только незрячих, но только в начальных классах, а мы стараемся помочь и слабовидящим школьникам – даем им систему Брайля. Иначе они последние проценты зрения могут потерять и ослепнуть.
Также мы должны обучить сто преподавателей СВФУ и сто воспитателей и учителей из городов и улусов республики. На данный момент мы уже обучили 30 преподавателей СВФУ и 20 воспитателей и учителей.
— С какими жалобами к вам обращаются в рамках оказания психолого-педагогической поддержки?
— Например, студент к нам подходит во время сессии и рассказывает про свой дискомфорт, тревогу. Мы с ним беседуем, регулируем такие вопросы через преподавателей, деканат и ректорат. Психолого-методическое сопровождение идет в течение всего учебного года.
В этом зачастую помогает личный пример моих сотрудников – они незрячие люди с высшим образованием.
Также мы объясняем, что бояться ничего не надо – если вы получите высшее образование, то сможете найти высокооплачиваемую работу.
— Как давно вы изучаете наработки в области инклюзивного образования?
— В конце сентября 1991 года я впервые посетил Германию как страну, в которой социальная политика находится на более высоком уровне по отношению к другим странам, в том числе и России. Я приехал туда по приглашению президента компании “Баум электроник” Вольфганга Баума. Эта фирма в течение нескольких десятилетий лидировала в области разработок и поставок технических средств обучения для людей с проблемами зрения.
В начале октября Баум мне сообщил, что в России танки стреляют по зданию парламента. Он предложил политическое убежище и остаться на время в Германии за счёт фирмы, пока всё не успокоится, чему мой сын очень обрадовался. С тех пор в Германии я бываю часто. Благодаря главе республики Егору Борисову в 2008 году, будучи председателем правления ЯРАИСИС, посетил учебный центр для студентов с проблемами зрения университета Карлс-Руе. Эта поездка позволила завершить кандидатскую диссертацию.
— Когда был сделан наиболее значительный шаг в сторону развития инклюзивного образования в Якутии?
— В 2010 году ректором СВФУ стала Евгения Михайлова, она меня пригласила и сказала: “У вас была мечта создать в университете центр для методического сопровождения учебного процесса студентов с особыми образовательными потребностями. Остались ли ещё силы для воплощения вашей мечты?”
Я ответил утвердительно, и она «дала нам зелёный свет» (полную моральную и материальную поддержку) по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования в республике.
29 октября 2010 года в СВФУ создана лучшая не только в России, но и в Европе, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ).
По программе развития было приобретено оборудование на 14 миллионов рублей: 40 брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки всевозможных цифровых видеоувеличителей, начиная с портативного Ruby, заканчивая стационарными Топазами; видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; 4 брайлевских принтера фирмы Everest для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля.
31 мая 2013 года в СВФУ на базе УНЛАКТ создан Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования (СВ НИЦ РИО).
— Какие мероприятия вы планируете провести в рамках реализации гранта?
— Очень важный аспект – это социокультурная реабилитация. 7 апреля мы организуем благотворительную акцию республиканского уровня «Доступный мир». В университете мы ее проводим уже четвертый год, в ней принимают участие порядка 50-60 добровольцев.
Акция подразумевает, что вы должны погрузиться в состояние людей с проблемами здоровья. Например, мир без звуков – это глухой человек, мир на ощупь – это незрячий человек, мир без барьеров – это колясочник.
Петров завязывает свои глаза на полдня, Иванов затыкает уши, а Сидоров садится на коляску и проезжает от дома до работы.
Суть заключается в том, что каждый человек должен ценить свое здоровье с детства. Например, Григорий Фоменко должен задуматься об этом. Если он молодой, красивый и умный сейчас, то считает, что так будет вечно. Но это не так. Молодость быстротечна, красота пропадает… Когда человек попадает в больницу, лишь тогда начинает задумываться о своём здоровье. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
19 марта пройдет встреча выпускников в Республиканской школе для слепых и слабовидящих детей. Ребята увидят своих старших товарищей, которые учатся в университете, узнают, какие возможности и услуги здесь предоставляются. 19 мая будет организован конкурс «Студент года» среди ребят с особыми образовательными потребностями с целью создания условий для раскрытия их интеллектуальных и творческих способностей, а также оказания содействия их социализации в студенческое сообщество. В рамках месячника «Белая трость» среди школьников и студентов будут проведены конкурсы на скорость чтения и письма по системе Брайля. За счет гранта планируем наградить 12 победителей (трёх призёров из четырёх групп) сертификатами на 3500 рублей.
— Есть ли у вас мечта?
— Человек никогда не останавливается на достигнутом, наверное, такова его земная сущность. Я мечтаю, чтобы не только в моей республике, но и во всей России незрячий ребёнок мог воспитываться в любом детском саду, в котором он хочет, а не в том, куда укажет чиновник от образования, и чтобы каждый незрячий школьник мог учиться также в любой школе по месту жительства, что декларируется федеральным законом об образовании России.