Валентина Постникова о премии «Золотая маска», «Воительнице Джырыбына» и будущем театра Олонхо

5424

Спектакль театра Олонхо «Воительница Джырыбына» номинирован на четыре номинации национальной театральной премии «Золотая маска». Коллектив ждёт объявлений итогов. В интервью ЯСИА помощник исполнительного директора Валентина Постникова рассказала о легендарной женщине, уличных перформансах в Москве и вере зрителя в искренность артистов.


«Воительница Джырыбына» представлена на «Золотой маске» в четырех номинациях – «Лучший спектакль в драме (большая форма)», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам».

Помощник исполнительного директора театра Олонхо Валентина Постникова рассказала ЯСИА об участии в проектах «Золотой маски». Ездили составом из 36 человек – культурный десант из артистов, режиссёра, художников, администраторов и многих других.

Церемония награждения премии состоится 15 апреля в Москве. Тогда станет известно, победит ли якутский спектакль в номинациях «Золотой маски».


— Расскажите, как московские критики отнеслись к нашему спектаклю?

— Московские критики приехали в Якутию оценить «Воительницу Джырыбына» как номинанта премии. Они посмотрели спектакль в селе Партизан Намского улуса. Несмотря на то, что он шел без синхронного перевода, экспертом очень понравилось. После они сказали, что постановка театра Олонхо будет представлена в четырех номинациях. Этот спектакль интересен тем, что его сложно отнести к какому-то отдельному жанру. Мы пытались сохранить самобытность текста, его исконный вариант.

Однако критики решили, что «Воительница Джырыбына» будет оцениваться как драматическое произведение, ведь речь идет о женщине, которой пришлось исполнять мужские обязанности, а в конце она обрела счастье.

— Как выступили в Москве?

— Сначала мы показывали постановку в Московском драматическом театре имени Пушкина в рамках конкурсной программы. Нам пришлось приспосабливаться к сцене, не похожей на нашу. Например, веревки – важный элемент спектакля – были гораздо короче, чем высота театра в Москве. Они то становятся цепями, то священным деревом Аал-лук мас. Мы подготовили неклассические якутские костюмы, привезли бубны, барабан и другие театральные атрибуты.

Также якутские актёры приняли участие в двух крупных проектах «Золотой маски» – «Russian case» и «Золотая маска в городе». Последний — это театральные перфомансы для горожан. Если бы у нас было теплее, можно было устраивать выступления и в Якутии. Актеры несколько дней показывали отрывки из спектаклей театра Олонхо на площади Революции.

— Чем интересовались зрители и критики?

— Критики интересовались нашей историей и культурой. Хорошо помню такой вопрос: «Олонхо построено на шаманизме, а у вас есть верховный шаман, как у бурятов?». Мы даже не знали, что ответить. Спрашивали, к какому театральному жанру относим свой национальный эпос.

Кстати, на спектакле в Москве был маленький ребенок. Он поверил в историю воительницы Джырыбыны, хотел спасти её, переживал, что она погибнет. Детей не обманешь, они могут что-то недопонять, но всегда верят искренности.

— Есть ли у театра Олонхо будущее?

— До того, как я пришла работать в театр, приходила на постановки как зритель. Всегда думала, что олонхо – это что-то занудное. Но я была в восторге от спектакля «Удаганки», настолько это было эмоциональное и захватывающее зрелище. Кстати, в нем речь также идет о сильной женщине.

В этом году 19 марта национальному театру Олонхо исполняется 10 лет. Возможно, в будущем многое поменяется. В нашем театре много молодых актёров, за ними и будущее.

— Каким должен был спектакль, чтобы выйти на международный уровень?

— Искусство изначально не предназначено для критиков и экспертов, оно направлено на то, чтобы вызывать эмоции. Нужно быть искренним, открытым, чтобы люди тебе верили. Мы же чувствуем, когда человек врёт, так же относится к лицемерию на сцене зритель. Если постановка наполнена искренними переживаниями, понятными эмоциями, то зритель оценит её. Искусство можно понять на любом языке, главное, чтобы это было талантливо.

“Золотая маска в городе» – фестиваль уличного театра, проводимый в рамках национальной премии и фестиваля «Золотая Маска». Театр выходит за пределы привычного пространства, открывается городу, оказывается доступным каждому его жителю. Площадкой могут стать улица, кафе, торговый центр, офисное здание.

Программа «Russian case» – традиционный проект, адресованный зарубежным продюсерам и критикам, организаторам фестивалей, проходит с 29 марта по 3 апреля. Кураторы – Алена Карась и Кристина Матвиенко.