Трагедия подростков из Пскова, расстрелявших полицейскую машину и совершивших самоубийство практически в «прямом эфире» показала, что ни родители, ни учителя не знают, что творится в головах у детей. Кандидат педагогических наук Венера Антонова считает, что в школах и семье должна вестись в первую очередь профилактическая работа. Проблема нехватки психологов, социальных педагогов стоит остро в северных районах, где проблема подросткового суицида особенно распространена.
Венера Антонова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточног
о федерального университета
Профессия социального педагога в нашей стране официально зарегистрирована в 1991 году, именно тогда стали появляться первые школы профессиональной подготовки специалистов в этой области. В Америке соцпедагоги появились гораздо раньше – в 1917 году, поэтому у нас при обучении учитываются зарубежные методики, адаптированные под российский социум. Конечно, в СВФУ при подготовке также немаловажен региональный аспект.
В Якутии среди специалистов социальной педагогики наблюдается острая нехватка суицидологов. По моему мнению, профилактика подростковых суицидов должна быть не только прерогативой медицинских работников, но и соцпедагогов. Это общая, социальная проблема, поэтому и подход должен быть межведомственным
Если суицидолог и психотерапевт по большей части работают с трудными подростками «по ситуации», то деятельность специалиста по соцпедагогике включает в себя превентивную, профилактическую работу – соцпедагог является связующим звеном между личностью человека и окружающей средой, защитником прав. Его задача состоит в том, чтобы распознать в ребенке поведение, несвойственное здоровому человеку, и найти подходящего специалиста для оказания своевременной помощи.
Здесь стоит вспомнить недавний трагический случай с подростками из Пскова, которые стреляли в полицейскую машину и в итоге покончили жизнь самоубийством: если бы в тот момент вместе с силовиками присутствовал переговорщик из лица соцпедагогов, то, возможно, трагедии удалось бы избежать.
Чтобы уменьшить количество подростковых суицидов, социальные педагоги должны работать не только с самими школьниками, но и с их родителями – семейный фактор очень важен в таких случаях. К несчастью, у нас соцпедагоги часто при проблемных случаях попросту забирают ребенка из семьи, исключая возможность работы с родителями, а ведь изоляция ребенка – отнюдь не действенный метод.
Психологи и социальные педагоги должны быть в каждой школе, независимо от того, малокомплектная она или городская. За рубежом соцпедагоги есть в любом образовательном учреждении, даже в дошкольных организациях, и эта практика хорошо себя зарекомендовала. В России же среди специалистов соцпедагогики проходят большие сокращения, и это тревожная ситуация.