В Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского состоялся круглый стол, посвященный проблемам авторского права в области народных художественных промыслов c участием мастеров Якутии, Российского авторского общества, министерства культуры и духовного развития.
Основным спикером мероприятия выступил директор Дальневосточного филиала Российского авторского общества Андрей Кулик. В своем выступлении он отметил важность охраны авторского права в деле прикладного искусства: «Якутяне – талантливый и творческий народ, буквально в каждом населенном пункте есть свои мастера-умельцы, мелодисты, авторы- песенники. Такой концентрации деятелей мы практически нигде не встречаем. И тем острее в республике стоит вопрос охраны авторских прав на интеллектуальную собственность».
Первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Владислав Левочкин обозначил основную проблему, вокруг которой велись дискуссии, — перенасыщение рынка Якутии товарами китайского производства. «Не секрет, что сейчас китайскими производителями активно и массово копируются предметы, которые ранее производили эксклюзивно якутские мастера: это и национальные украшения, и одежда, посуда, обувь и многое другое. В сегодняшних реалиях это воспринимается как угроза потери исконных канонических понятий культуры Якутии», — сказал он.
Свое беспокойство по данному вопросу выразили и народные мастера прикладного искусства. «Несколько лет назад я принимал участие в Московской выставке с коллекцией собственных якутских ножей. Через пару лет там же с огорчением обнаружил, что столичные фабрики стали копировать нашу технику изготовления и выпускать похожие ножи, теперь мы вынуждены ограничивать себя от активного участия на подобных выставках», — выступил народный мастер кузнечного дела Николай Потапов.
По словам Андрея Кулика, только объединившись в единое движение, народные мастера могут обезопасить себя, и как следствие всю материальную культуру региона, от неконтролируемого копирования. «В данной ситуации я рекомендую следовать примеру якутского Союза композиторов. Объединившись и поставив вопросы с точки зрения общественного движения, Союз добился соблюдения авторских прав композиторов и отчислений полагающихся денежных вознаграждений. В первую очередь, предлагаю провести некую ревизию среди народных мастеров Якутии, определить — кто из них является творческим деятелем, а кто — ремесленником и носителем культуры мастера. Далее их следует объединить в единое движение, которое четко поставит перед правительством определенные задачи для конкретных целей. В этом деле биться в одиночку бесполезно, нужно, чтобы взаимодействие шло посредством общественного движения и с применением имеющихся административных ресурсов», — подчеркнул он.
Касаемо вопроса засилья товаров с национальным колоритом китайского производства директор Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского Яна Игнатьевна высказала мнение, что только за счет качества производства и сырья якутские мастера будут иметь конкурентное преимущество. «Запретить китайцам производить товары с якутским колоритом нет смысла, и не стоит. В этом можно найти и положительные стороны – не каждый человек может позволить себе дорогостоящие эксклюзивные вещи от мастера, пусть у него будет возможность приобретать это за доступные цены. Но нашим мастерам и правительству республики нужно объединиться, чтобы поддерживать достойное качество производства, технологий и сырья, и мы будем над этим работать. Только за счет качества работа мастера будет иметь ценность», — сказала она.
В заключение круглого стола Андрей Кулик заявил, что вопросы и проблемы авторского права прикладного искусства якутян взяты во внимание Российского авторского общества, правительства региона, и при инициативности самих мастеров могут решиться благополучно в ближайшие годы, сообщает пресс-служба Минкультуры. «Опираясь на положительный опыт сотрудничества Российского авторского общества с Якутией в музыкальной и театральной сфере, можем утверждать, что в содружестве с минкультуры региона будет сделано все возможное для урегулирования текущих проблем, поставленных сегодня вопросов. Главной целью мы видим создание условий мастерам прикладного искусства для полноценного творчества, созидания и получения от этой деятельности не только удовольствие, но и полагающееся вознаграждение», — сказал он.