Андрей Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна «Высшая школа экономики» в газете «Коммерсант» отметил негативные тенденции новых медиа в формировании собственного, а также общественного мнения. По словам Андрея Быстрицкого, из-за изобилия информации у индивида возникает «когнитивный диссонанс» (состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций), что ведет его к отчуждению от политики или наоборот к его радикализации. Яркий, пример, ИГИЛ и его «вирусная реклама».
Автор пишет: «В свое время и Джон Стюарт Милль и Серен Кьеркегор… писали об одном: власть публики, власть общественного мнения страшно опасна, она в состоянии разрушить замыслы дальновидных и помешать рациональным действиям решительных. Нынешнее общественное мнение складывается в результате, как ни странно, синергии простаков, время от времени манипулируемых теми, у кого есть цели. В сущности, и мы это видим, власть практически всегда виктимна в глазах такого общественного мнения, в чем-то виновата, надо лишь подловить ее на чем-нибудь. И в результате раздается адская какофония из гневных воплей общественности и надрывных оправданий в ответ, и найти свою ноту в этом гамме властям цивилизованных стран очень трудно, особенно с учетом того, что из сообщения в сообщение кочует какая-нибудь изъятая из контекста цитата или вовсе мало подтвержденный слух… Господство потребителей в сетях приводит к тому, что однажды запущенная глупость многократно возвращается, что косное мнение только усиливается и становится, еще более косным, что интернет, как видно, что угодно, но только не место для дискуссии, тем более аккуратной и ответственной. ..»
А теперь рассмотрим эту ситуацию с точки зрения наших реалий: якутского интернета и ватсапа.
У нас власть действительно виновата априори. Почитайте комментарии, слухи, пересылки в соцсетях и суждения. В том же Кому.за.
У нас в сетях господствуют потребители. Однажды запущенная глупость многократно возвращается. Вспомним сюжет ТВЦ трехгодичной давности якобы о переходе на платное образование, который муссировался по ватсапу. Недавние вбросы якобы об увольнении министров. Даже обсуждение и мемы про лотерею на НВК «Саха».
Как быть в такой ситуации? Этим же вопросом задается Быстрицкий. Привожу его слова: «Обществу просто необходима профессия, представители которой объясняли бы людям окружающую их действительность, находили бы связи между происходящими событиями и предлагали бы цельную, понятную картину мира». Эта профессия – журналистика.
«Демократия и свобода — вовсе не результат усилий большинства. К свободе приводили не восстания рабов,… а целенаправленные усилия меньшинства, уверенного в необходимости установления определенного порядка вещей, в том числе и в интересах пресловутого большинства… Иначе, похоже, нас ждет власть электронной толпы, и не важно будет ли эта толпа против абортов или же за так или иначе понимаемые исламские ценности…»
Что вы на это скажете? Дадим власть электронной толпе?