Директор технопарка «Якутия» Анатолий Семенов в интервью ЯСИА рассказал о креативной экономике, нестандартных подходах в бизнесе и инновационных республиканских проектах.
— Современные технологии позволяют развивать бизнес, не связанный с материальным производством. Как может изменяться наша экономика в этом направлении?
— Сейчас становится все популярнее креативная экономика. К ней можно отнести различного вида дизайн — промышленный, интерьера, одежды; производство рекламы, видеороликов, 3D-графику, искусство, музыку, кинематограф, анимацию, компьютерные игры. Все это весит в гигабайтах и может экспортироваться через интернет, поэтому удаленность нашего региона от рынков сбыта не играет никакой роли. Причем цехом сборки условно может быть квартира. У якутян природная склонность к творчеству — это одно из наших главных конкурентных преимуществ.
— Какие успешные примеры можно привести?
— Зайдите на сайты sakhamovie.ru, sakhamusic.ru и посмотрите, как много качественной продукции мы сегодня производим. Ни один субъект России не делает столько креативной продукции, если ее объемы поделить на количество населения. Якутский кинематограф уже признан на российском уровне, о чем говорит проведение третьего международного кинофестиваля в Якутии. В столице республики работают уже несколько компаний, разрабатывающих компьютерные игры и продающих их по всему миру. Мы говорим об экспортно-ориентированных предприятиях несырьевой направленности. Например, компания Mytona, чью игру под названием «Secret Society» скачало более 20 миллионов человек. В организации работают 150 сотрудников, которые генерируют 1 миллиард выручки в год, это один из крупнейших налогоплательщиков Якутска. Или компания 8points, на Kickstarter собравшая 50 тысяч долларов, скоро выпустит игру для PC и Xbox.
— Какие резиденты технопарка «Якутия» работают в сфере креативной экономики?
— У нас есть компания Andygames, разрабатывающая симуляторы езды на автомобилях, которые скачало более 1,5 миллиона человек. Разработчики игр — выпускники Северо-Восточного федерального университета. Таких примеров много, это уже не случайность, а закономерность.
— Когда в Якутии начала развиваться креативная экономика?
— В этом направлении республика давно очень многое делает. Здесь надо отметить заслугу Андрея Борисова, который, начиная с 1990-х годов, ведет планомерную работу по развитию разных культурных направлений. Тогда еще на уровне интуиции он понимал, что нематериальные активы будут более востребованы современным обществом. В то время интернета в Якутии не было и в помине. Чтобы экспортировать наши культуру, архетипы, приходилось гастролировать и, что называется, продавать ее в онлайн-режиме на различных площадках России и мира. Или, например, наши модельеры. Еще в далеком 1999 году я был свидетелем оглушительного успеха коллекции Августины Филипповой на Неделе русской культуры в Каннах. Тогда известный модельер Клод Боннучи предложил открыть совместный Дом моды в Париже и продавать работы якутянки под совместным брендом. Я уже тогда осознал, что наш культурный потенциал востребован в мире. Однако не было понятно, как на его основе сделать успешный бизнес.
Или, например, достижения простого парня из 21-й школы Якутска, который учился и вырос в столице республики, играл в баскетбол и КВН, параллельно писал тексты песен, а сейчас стал одним из самых успешных рэп-исполнителей России — L’One. А сколько у нас здесь еще талантливых ребят, имеющих возможность создавать музыку, которую будут слушать миллионы, скачивать их концерты через Playmarket и Appstore? Кто сегодня в них инвестирует? А ведь это тоже реальный бизнес, ориентированный на внешние рынки. Компания Toonidee Entertainment, резидент технопарка «Якутия», создает прекрасную 3D-анимацию, а сонную сову, которую нарисовал Николай Туди, продают во всех уголках мира, наклеивая ее на футболки и печатая на кружках.
Именно Андрей Борисов привез в Якутск одного из идеологов креативной экономики из Лондона Джона Хокинса, который сказал, что мы идем в правильном направлении. Одним из условий развития новой экономики мог стать проект «Земля Олонхо», в котором должна была соединиться вся наша традиционная культура с инновационными технологиями. Именно там должны были встретиться и создавать экспортно-ориентированную продукцию наши музыканты, художники, аниматоры, программисты, 3D-дизайнеры, переводчики, актеры разных жанров. Конечно, «Земля Олонхо» требует огромных инвестиций, проект крайне тяжело реализовать силами лишь одного субъекта.
Только так мы сможем догнать развитые экономики мира.