В Москве 29 ноября прошла ежегодная конференция «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», в которой принял участие глава Якутии Егор Борисов.
Мероприятие было организовано Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с информационным агентством ТАСС. Его главной целью стало выявление «окна возможностей» для улучшения условий ведения бизнеса с акцентом на регионы.
Основными спикерами пленарной сессии «Создание благоприятной среды для ведения бизнеса. Фокус на регионы» выступили помощник президента РФ Андрей Белоусов, генеральный директор АСИ Андрей Никитин, первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов.
«Такого рода мероприятия позволяют нам подвести итоги, — отметил Игорь Шувалов. — И наметить дальнейшие меры по улучшения предпринимательского климата в России».
Эффективность реализации уже принятых федеральных мер отразилась в продвижении в межстрановом рейтинге Всемирного банка Doing Business: за четыре года Россия поднялась на 80 ступеней − со 120-го на 40-е место.
Однако, по словам Шувалова, никакой самоуспокоенности нет, поскольку для улучшения инвестиционного климата в стране предстоит сделать еще очень много. Стратегическая цель – дать «зеленый свет» для предпринимательской инициативы во всех отраслях. Но здесь, подчеркнул первый вице-премьер, очень многое зависит от руководителей регионов и глав муниципалитетов.
Якутия в этом смысле стремится быть в передовиках. Республика входит в число регионов-лидеров по привлечению инвестиций. Однако дальнейшее развитие этого направления невозможно без учета мировых трендов, поскольку рост мирового ВВП замедляется, а глобальная торговля после двадцати лет бурного роста входит в фазу стагнации. В этой связи становится все труднее привлекать прямые иностранные инвестиции, особенно в добывающий сектор. Теперь инвесторы предпочитают конкретные проекты, причем если говорить о добывающей промышленности, то акценты смещаются на инвестиции в переработку, технологии и современные сервисы.
«Все эти современные тенденции мы, конечно, учитываем при разработке планов развития республики, в частности, в «Стратегии-2030», — прокомментировал глава Якутии Егор Борисов.
Он отметил, что в республике разработан ряд конкретных мер поддержки предпринимательства, реализация которых намечена на 2017 год. Речь идет в первую очередь об упрощении и ускорении процедур по регистрации и выдаче разрешений на строительство, подключение к инженерным сетям, а также по снижению административного давления на бизнес в части проверок контрольно-надзорных органов, работы с естественными монополиями, расширения доступности недвижимости для ведения бизнеса, финансовых источников для инвестиционной деятельности. Ведется работа, нацеленная на стопроцентное предоставление услуг в электронном формате по городам с качественной интернет-связью.
Тем не менее, как заявил Борисов, на оценку показателей Национального рейтинга инвестиционного климата, где Якутия несколько ухудшила свои позиции, существенно влияет ряд внешних факторов, не зависящих напрямую от усилий региональных и муниципальных органов власти.
«Нельзя не признавать, что при ведении любого бизнеса, малого или крупного, значимым является наличие транспортной доступности и качества дорог, так как это в первую очередь сказывается на себестоимости продукции и размере инвестиционных затрат. А наличие нормальной интернет-связи определяет темпы развития проектов, возможности внедрения автоматизированных систем управления, контроля, внедрение инновационных технологий.
Соответственно, без форсированного развития этих отраслей на Дальнем Востоке говорить о быстром улучшении инвестиционного климата мы не сможем», — сделал вывод Егор Афанасьевич.
Он напомнил, что в Якутии по-прежнему сохраняется цифровое неравенство и сезонная транспортная доступность 90% территории, более 250 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием.
Именно поэтому правительство республики предлагает основательно пересмотреть методику расчета нормативов распределения доходов от акцизов, формирующих Дорожный фонд РФ, в целях увеличения объема Дорожного фонда РС(Я) для строительства, ремонта, содержания дорог регионального значения, учитывающих особенности дорожной инфраструктуры региона.