Fitch Ratings 17 февраля подтвердило долгосрочные рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ-» со «стабильным» прогнозом, говорится в пресс-релизе агентства.
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «F3». Рейтинги, присвоенные облигациям региона, подтверждены на уровне «BBB-«. Долгосрочный рейтинг по национальной шкале был подтвержден на уровне «AA+(rus)» со «стабильным» прогнозом и отозван.
Подтверждение рейтингов отражает в целом неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении низкого долга Якутии по международным стандартам и сильных бюджетных показателей, что должно способствовать сохранению хороших ключевых показателей кредитоспособности.
Рейтинг по национальной шкале отозван, так как Fitch отозвало рейтинги по национальной шкале в России ввиду изменений в регулятивной среде для кредитных рейтинговых агентств в стране.
Рейтинг «BBB-» отражает низкий, но медленно повышающийся прямой риск Якутии (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) и восстановление сильных операционных показателей, которые поддерживаются за счет экономики региона, ориентированной на сырьевой сектор. Кроме того, рейтинги учитывают значительные условные обязательства и долг госсектора, а также концентрированный характер базы налогообложения региона, что делает его уязвимым к рыночной волатильности.
По прогнозам Fitch, бюджетные показатели Якутии останутся сильными на уровне 16%-18% от операционной маржи в среднесрочной перспективе. Это будет поддерживаться постепенным ростом налоговых доходов на фоне восстановления экономического роста в России. Агентство ожидает, что рост ВВП России составит 1,3% в 2017 г. Кроме того, благоприятным фактором для республики будет принадлежащая ей 33% доля собственности в лидирующей глобальной алмазодобывающей компании АЛРОСА («BB+»/прогноз «Стабильный»), так как компания планирует повышение дивидендных выплат, которые составляют значительную часть доходов Якутии. В среднесрочной перспективе налог на имущество будет вносить более существенный вклад в бюджет по мере запуска крупных капитальных проектов (новое месторождение алмазов, газопровод в Китай, теплоэлектростанция и другие).
В 2016 г. операционный баланс Якутии стабилизировался на высоком уровне 16,9% от операционных доходов (2015 г.: 17,8%), повысившись относительно среднего показателя 9,6% в 2012-2014 гг. Это было обусловлено ростом поступлений от налога на прибыль организаций на 29% к предыдущему году в основном от алмазодобывающего сектора в условиях роста спроса на алмазы. В то же время показатели этого сектора остаются волатильными и уязвимыми к колебаниям валютного курса. Дефицит до движения долга остался небольшим на уровне 3,3% в 2016 г., понизившись с 5,3% в 2015 г., что привело к умеренному росту долга.
Fitch ожидает, что регион будет поддерживать долг на низком уровне менее 25% от текущих доходов в среднесрочной перспективе (2016 г.: 20%). Прямой риск Якутии повысился до 34,2 млрд. руб. к концу 2016 г. с 27 млрд. руб. годом ранее. Портфель долговых обязательств республики является диверсифицированным: на внутренние облигации приходилось 45% портфеля, субсидируемые кредиты из федерального бюджета под низкую процентную ставку в 0,1% составили 36%, а банковские кредиты – 16%. Средневзвешенный срок погашения долга равен 2,4 года, что превышает показатель обеспеченности долга в 1,3 года, указывая на структурную финансовую устойчивость.
Как и большинство российских регионов, Якутия подвержена давлению в плане рефинансирования в 2017-2019 гг., когда наступают сроки погашения по 86% прямого риска (29,3 млрд. руб. по состоянию на конец 2016 г.). Несмотря на концентрированный профиль погашения долга, республика имеет управляемые риски рефинансирования за счет исторически низкого уровня долга, хорошей ликвидности и доступа к бюджетным кредитам. В 2017 г. потребности в рефинансировании ограничены амортизируемыми облигациями на сумму 3,6 млрд. руб., бюджетными кредитами на 3,5 млрд. руб. и банковскими кредитами на 1 млрд. руб., которые республика планирует рефинансировать за счет внутренних облигаций на сумму 5 млрд. руб., бюджетных кредитов на 2,7 млрд. руб. и новых банковских кредитов. Денежные средства на счетах по состоянию на 1 января 2017 г. были на сильном уровне 2 млрд. руб.
Условный риск Республики Саха, вероятно, останется существенным на уровне 23,6% от текущих доходов. В то же время чистый суммарный риск Якутии по-прежнему соответствует текущему уровню рейтинга, после того как в 2016 г. он незначительно увеличился, до 42,7% от текущих доходов по сравнению с 39,5% в 2015 г. Fitch прогнозирует стабилизацию чистого суммарного риска на уровне 43-45% от текущих доходов к 2019 г. Республика Саха обеспечивает поддержку инфраструктуры на своей обширной территории с суровыми климатическими условиями. Однако непропорциональное увеличение условного риска окажет давление на кредитоспособность региона.
Республика Саха имеет сильную экономику, которая поддерживается богатыми запасами полезных ископаемых, таких как алмазы, уголь, нефть, природный газ и золото. Республика обеспечивает 30% мировых поставок алмазов. Это подвергает Якутию риску концентрации, поскольку 10 крупнейших налогоплательщиков обеспечили 60% всех налоговых поступлений в 2016 г. Основными налогоплательщиками региона являются главным образом ведущие российские компании в сфере природных ресурсов и компании, ориентированные на экспорт (АЛРОСА, Сургутнефтегаз, Мечел и другие).
Сильная экономика и небольшое население республики обуславливают высокие показатели благосостояния. В 2014 г. валовый региональный продукт («ВРП») на душу населения в 2,2 раза превышал медианный уровень в стране, а средняя заработная плата в Якутии была в 2,5 раза выше медианного уровня. Согласно предварительным данным, в 2016 г. ВРП вырос на 1,9% относительно предыдущего года, что является более благоприятным показателем на фоне сокращения ВВП России на 0,4%. Согласно прогнозам правительства республики, темпы роста ВРП Якутии повысятся до 3%-5% в 2017-2019 гг.
Кредитоспособность региона сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет более короткую историю стабильного развития, чем у многих сопоставимых международных эмитентов. Частое перераспределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней сказывается на прогнозируемости бюджетной политики российских местных и региональных органов власти.
Рейтинги республики находятся на одном уровне с рейтингами России и, как следствие, позитивные изменения суверенных рейтингов могут быть позитивными для рейтингов региона при условии укрепления бюджетной устойчивости Якутии, ведущей к устойчивой операционной марже выше 15% и контролируемым условным обязательствам.
Понижение суверенного рейтинга или увеличение чистого суммарного риска до более чем 50% от текущих доходов одновременно с резким ухудшением отношения прямого долга к текущему балансу может привести к понижению рейтингов региона.