Внесение изменений в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» может привести региональный кинематограф к банкротству. Для Якутии это будет означать, что она не сможет снимать 10 фильмов на родном языке, как это делается в последние годы, и иметь в этой сфере рабочие места. С вопросом, как защитить якутское кино и не допустить принятия поправки о введении налогового платежа в размере пяти миллионов рублей за каждый фильм, который выходит в прокат, к депутату Госдумы РФ, члену Комитета по бюджету и налогам Галине Данчиковой обратились представители кинематографических организаций республики.
Руководитель сообщества независимых кинематографистов республики Любовь Борисова рассказала парламентарию от Якутии о том, что на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов до 27 октября проводятся публичные обсуждения закона «о пяти миллионах», вызвавшего в общественности негативную реакцию. Скорее всего, она вынудила руководство минкультуры РФ пересмотреть свою позицию и выступить с предложением: брать за каждую картину не 5 млн за 100 сеансов, которые прописаны в законопроекте, а установить за картину кассовый сбор. Но поскольку проценты никто не озвучивает даже предположительно, кинематографисты полагают, что они будут не по силам кинопроизводителям.
Закон позиционируется, как протекционистская мера для поддержки отечественной кинематографии, пополнения средств Фонда кино и освобождения кинотеатров от малобюджетных иностранных фильмов, которые дистрибьюторы проталкивают в пакете с блокбастерами.
Выслушав аргументы представителей профессионального сообщества, обеспокоенного резонансным документом, который должен вступить в действие с 1 января 2018 года, депутат Госдумы Галина Данчикова объяснила, что нужно делать. Она сказала, что республика должна не только внести свои предложения в законопроект, но и представить их вместе с аргументами в минкультуры России, которое инициировало внесение изменений в федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Галина Данчикова убеждена, что лишать возможности якутского зрителя смотреть «свое» кино никто не должен.
Сегодня средний бюджет кинопроизводства в республике составляет 1-1,5 млн рублей, утверждают кинематографисты. Порог в 100 сеансов, прописанный в законопроекте – слишком низкий, чтобы окупить все затраты. Художественный фильм «Кэрэл. Невидимая красота» показывался в кинотеатрах республики на 786 сеансах. Он собрал рекордные 10,5 млн рублей при бюджете в 2,5 млн. Если учесть, что в кинотеатрах остается 50% кассового сбора, чистая прибыль продюсеров этого фильма, по рыночным оценкам, мизерная. По другим фильмам показатели еще скромнее.
Введение обязательных отчислений в размере 5 миллионов рублей сделает кинопроизводство в республике экономически несостоятельным.
По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, Якутия занимает первое место по заполняемости залов, превышая в два раза (33%) средние показатели в России (15%). По некоторым данным у нас ежегодно кинотеатры посещают более 1,6 млн зрителей, общая прибыль составляет около 338 млн рублей. В республиканский прокат выходит в год порядка 10 кинокартин местных режиссеров. Сегодня в 20 муниципальных районах и одном городском округе работают 27 кинотеатров, шесть из них находятся в Якутске. В общей сложности кино охвачено свыше 56% населения.
По мнению кинокритиков и организаторов кинопоказов, в Якутии уникальный зритель, который с большим удовольствием смотрит «свое» кино, ведь оно нечто большее, чем просто развлечение. В сельской местности зритель отдает предпочтение якутскому кино. Примером может служить кинотеатр «Сардаана» в Намском улусе. В период с сентября 2016 по май 2017 средний сбор за якутский фильм составил 115 680 рублей, российский – 29 655, зарубежный – 48 961.
Введение обязательных отчислений в размере 5 миллионов рублей или высоких кассовых сборов создаст непреодолимый барьер для местных кинопроизводителей, которые не будут иметь доступа на рынок. А это противоречит антимонопольному законодательству, считают якутские кинематографисты.