Там отмечают «относительно низкую» достаточность собственных доходов регионов для финансирования закрепленных за ними расходов. Имеющиеся в их распоряжении средства — это лишь 35% налоговых и неналоговых доходов бюджета страны. При этом за регионами закреплены в основном «негибкие» налоги, полностью регулируемые федеральным законодательством: НДФЛ и налог на прибыль. По оценке S&P, власти субъектов имеют автономию лишь в отношении 10% доходов — в основном неналогового характера (доходы от продажи имущества и сборы).
Вызванный этим вертикальный дисбаланс бюджетной системы покрывается перечислениями из центра. В последние десять лет их доля в ВВП возросла с 1% до 3% и составляет сейчас около 20% доходов консолидированного бюджета регионов. В S&P отмечают, что, хотя около 70% финансовой помощи регионам — это трансферты на текущие расходы, федеральное правительство играет ключевую роль и в финансировании региональных бюджетных инвестиций. Более 40% капитальных расходов бюджетов субъектов сейчас финансируется за счет субсидий и кредитов центра.
В S&P отмечают, что в 2014 году долг регионов составлял в среднем 40% их текущих доходов (прямой долг — около 28% доходов). «Это умеренные показатели в международном контексте, однако в среднесрочной перспективе мы прогнозируем рост долговой нагрузки регионов»,— указано в обзоре. По этому показателю по РФ сохраняются значительные диспропорции: у половины регионов долговая нагрузка превышает 60% доходов, тогда как два года назад доля таких регионов не превышала 20%, при этом в 12 регионах долг превышает 100% доходов.