В Торгово-промышленной палате обсудили бренд «Сделано в Якутии»

266

На площадке Торгово-промышленной палаты Якутии прошел круглый стол на тему «Закупки Якутии – основа развития местного производства товаров и услуг». В его работе приняли участие представители Госкомитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, руководители профильных министерств и предприниматели-поставщики товаров и услуг.


Участники круглого стола обсудили особенности проведения закупочной кампании в 2017 году. В числе изменений – запрет на доступ к закупкам новых импортных товаров, новые правила закупки лекарств, проверки поставщика на аффилированость с заказчиком, новые требования к закупке программного обеспечения, перевод автономных учреждений на 44-ФЗ, перевод закупок в электронную форму.

Еще одна тема, на которой подробно остановились участники круглого стола – поддержка местного производителя. Предприниматели в частности акцентировали внимание на том, что в сложившихся условиях, сложно конкурировать с поставщиками товаров и услуг из других регионов. «Зачастую заказчик хотел бы сотрудничать с местными производителями, но на этапе проведения аукционов к торгам подключаются игроки из других регионов и путем агрессивного демпинга выдавливают якутских товаропроизводителей», – говорит председатель комитета ТПП РС (Я) по развитию конкурентной среды и системы закупок Надежда Субурусская.

Как рассказала заместитель министра инвестиционного развития и предпринимательства Якутии Татьяна Бравина, республика намерена применить успешные практики других регионов. Лучшими в организации доступа малого и среднего бизнеса к государственным и муниципальным контрактам стал опыт Калужской области, города Москвы и Пермского края. В Калужской области доля закупок у малого бизнеса выросла с 3% в 2013 году до 25,7% в 2014 году. На 30% снижено число закупочных процедур благодаря использованию системы совместных закупок. В Пермском крае доля закупок у малого бизнеса увеличилась с 13,6% в совокупном годовом объеме закупок 2013 года до 17,6% в 2014 году. Малый бизнес исполнил государственный заказ на 3 382, 4 млн руб., в том числе в рамках субподряда на 167 млн руб. В Москве рост доли закупок у малого бизнеса – с 5% в 2012 году до 17,5% в 2014 году. «В качестве возможного решения рассматривается создание специализированного интернет-портала, на котором будут сосредоточена вся продукция поставщиков и товаропроизводителей Якутии», – сказала Татьяна Бравина.

Еще одним дополнительным вариантом может стать соглашение о взаимовыгодном продвижении местной продукции на рынки сопредельных с республикой регионов. Якутским региональным отделением «Деловой России» разработана концепция реализации проекта «Якутская торговая марка», которая направлена на продвижение сельскохозяйственной продукции Республики Саха (Якутия) на внешние рынки, повышения ее качества и конкурентоспособности, а также соблюдения требований действующих стандартов путем объединения сельхозпроизводителей под единой торговой маркой.

Необходимо отметить, что 26 апреля во время «Прямой линии» с Егором Борисовым член якутской «Деловой России» Василий Местников высказал мнение относительно поддержки регионального бренда «Сделано в Якутии». По его словам, «для субъектов малого и среднего предпринимательства, чьи возможности по продвижению собственной продукции относительно ограничены и упираются в значительные затраты, наличие сильного регионального бренда, в том числе, возможности использования соответствующей маркировки своей продукции, сокращает издержки на продвижения и создает возможности для роста продаж». Глава Якутии в ответ пообещал передать проект в ведение министерства инвестиционного развития и предпринимательства РС(Я), а также взять решение этого вопроса под личный контроль.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что при решении проблемы продвижения производимой продукции нельзя надеяться только на административные меры. Производителям следует детально изучать рынок, усиливать маркетинг, глубже анализировать потребительские симпатии, проводить сравнительные испытания с образцами товаров-конкурентов, шире использовать рекламные акции, а также работать над созданием собственных брендов, которые должны быть узнаваемы и популярны.