В рамках ВЭФ-2017 состоялась сессия «Нефте- и газохимия на Дальнем Востоке — новые ниши для бизнеса?». Ее участники рассмотрели ряд ключевых вопросов, решение которых позволит создать условия для эффективной работы нефтегазохимической индустрии на Дальнем Востоке.
В числе спикеров были генеральный директор Якутской топливно-энергетической компании Рубен Геворкян, генеральный директор компании «ЕСН» Борис Красновский, главный операционный директор «СИБУР» Михаил Карисалов, заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын, генеральный директор «РНГ» Иван Меньшиков, генеральный директор Находкинского завода минеральных удобрений Николай Сабитов.
На Дальнем Востоке России сконцентрировано 27% запасов газа и 17% нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Степень освоения уже известных месторождений углеводородов крайне низка и составляет не более 12%. В 2016 году на Дальнем Востоке добыто 25,5 млн тонн нефти и 26,7 млрд кубометров газа, большая часть которых экспортирована в сыром виде. Сегодня специалисты активно рассматривают возможные варианты реализации новых проектов по глубокой переработке углеводородного сырья на дальневосточной территории.
Ряд российских компаний уже заявили о старте крупнейших в России проектов в области нефте- и газохимии — строительстве Амурского газоперерабатывающего завода, Амурского газохимического комплекса, Восточного нефтехимического комплекса. Появление таких проектов создает предпосылки для создания на Дальнем Востоке полноценных нефтегазохимических кластеров, в которых могут быть локализованы десятки новых производств. Якутская топливно-энергетическая компания также готова представить проект по глубокой переработке газа. Генеральный директор «ЯТЭК» Рубен Геворкян, в частности, рассказал о проекте по выпуску дизельного топлива с использованием технологии GTL:
— Сейчас уровень развития технологий позволяет организовать на базе газового сырья выпуск любой продукции газопереработки. Именно глубокая переработка углеводородов должна быть конечной целью развития этой отрасли на Дальнем Востоке. При том, что рядом есть огромный рынок сбыта – страны АТР. Мы с большим интересом изучаем возможность организации производства высококачественного дизельного топлива по технологии GTL. Для Якутии рассматривается мощность 1,6-1,7 млн т/год в двух технологических нитках. Для мощности 1,0-1,2 млн. т/год выход дизельного топлива составит 60-70 %. Остальная продукция – СУГ, нафта и керосин. Для отдельно реализуемого проекта GTL рынок сбыта этой продукции будет лежать в основном вне региона. Но и внутри республики для дизеля найдется значительный рынок. Это, кстати, поможет снизить расходы государственного бюджета на северный завоз – поставка топлива в отдаленные районы. Есть два момента, касающиеся особенностей Якутии, которые позволяют говорить об эффективности проекта на данной территории. Первый – высокая цена на дизельное топливо, она в среднем на 30-40 % выше, чем в центральной России. Второй — достаточное количество недорогого сырья, то есть природного газа. Да, есть ряд объективных факторов, сдерживающих развитие почти любого производственного проекта не только в Якутии, но и вообще на Дальнем Востоке – сложная логистика, неразвитая инфраструктура, нехватка квалифицированных специалистов. Для решения этих вопросов важны меры государственной поддержки долгосрочных инвестиционных проектов, в частности, налоговые льготы, государственные инвестиции в развитие инфраструктуры.