На днях в Государственном академическом русском драматическом театре им. А.С. Пушкина закрылся юбилейный 125-й сезон. Чем он запомнился зрителю, каких премьер ждать осенью, как Якутск стал одним из сильнейших театральных городов страны — об этом и многом другом в интервью рассказал директор театра Александр Лобанов.
— На днях выпускались ребята из Арктического государственного института культуры и искусств. Были на их итоговом спектакле?
— У нас в институте сегодня выпускают специалистов довольно высокого уровня. Хотя иногда, как и в любой профессии, приходится что-то сглаживать и дополнять. Это нормально. Перед выпуском мы работаем с ребятами, привлекаем к каким-то проектам, постановкам, присматриваемся. Они, впитывая атмосферу театра, потихоньку становятся нашими, начинают играть на профессиональной сцене. Здесь хорошо работает связка института с учреждениями культуры, когда ВУЗ специально готовит кадры под конкретный запрос, в том числе и нашего театра. Радует, что в Арктический институт культуры сегодня идут охотно. В день выпуска их итогового спектакля я, прежде чем ехать на показ, был на первом туре поступающих на актерский факультет. И могу вам сказать, слава богу, наша земля богата самородками, которые в скором будущем, уверен, будут любимы зрителем, как и уже популярные артисты нашего театра, окончившие АГИКИ.
— Например…
— В АГИКИ учились одни из ведущих наших артистов: Степан Федоренко, замечательная Марина Слепнева-Борисова, Илья Данилевский… Сегодня это одни из самых востребованных артистов, у которых есть хорошие роли. В этом году в театр поступили Александр Кабунов, Сергей Дерюгов, Евгений Золотуев… Вообще истоки АГИКИ – это открытый в 1992 году филиал школы-студии МХАТ, где я в 1996 году получил диплом. Большая роль в работе филиала школы-студии и в становлении института культуры принадлежит, конечно, Андрею Борисову. Таких настоящих, безусловных лидеров, каким он является, а я могу об этом говорить – уже 21 год работаю в культуре, сегодня не существует. Будучи долгое время министром культуры и духовного развития, он очень многое сделал для Якутии. Сегодня он Государственный советник, и его деятельность не менее активна. Уверен, что сегодня — это только середина его пути, и результатов его труда будет еще много, причем не только у нас в республике, но и за ее пределами.
— Зрителю знаком артист Александр Лобанов, но у меня вопрос к Вам скорее как к директору театра. Сейчас, в период «Детей Азии», много говорят о том, как изменилась Якутия в плане спорта. А изменилась ли республика в культурном плане?
— Перемены колоссальные! Я же своими глазами видел, как все это менялось с перестроечных, постперестроечных времен, как мы выживали. Было сложно не только с финансированием, много чего происходило. Скажу честно, культура сегодня не закинута на верхнюю полку. Коллективы имеют возможность выезжать не только в районы, но и за пределы региона, становятся лауреатами конкурсов. Сегодня есть возможность выставки привозить, огромная работа проведена с фольклорными направлениями. Мы не стоим, развиваемся, идем вперед, я бы даже сказал, имеем возможность дышать. Сегодня мы можем осуществлять глобальные проекты, о которых раньше и мечтать не могли.
— Вы говорите о гастролях и выездах на конкурсы?
— И о них тоже. Не так давно у нас, благодаря Андрею Борисову, состоялись гастроли в Пекин, куда выехал огромный коллектив, собранный из артистов практически всех учреждений культуры Якутии. Вывозили «Князя Игоря». Задействованы были коллективы Театра оперы и балета, Олонхо, русского академического, Саха театра, Филармонии, Саха фильма… Когда еще такое было? Никогда прежде!
А если говорить конкретно о нашем театре, у нас в 2012 году были показы в Гостином дворе в Москве. Тогда это было что-то невероятное. Именно там состоялась премьера спектакля Андрея Борисова «Созвездие Марии», который мы репетировали даже не у себя, потому что в театре был ремонт. Пришлось искать дополнительные площадки, часть репетиций прошла в детском эстетическом центре, часть — в переходе-коридоре у актового зала уральской консерватории. А когда приехали в Москву, у нас было всего полтора дня на монтаж и репетицию, но мы успели все доделать и выступили на ура. И даже работники Гостиного двора удивлялись, как мы смогли сделать такой спектакль, ведь их лестница превратилась в настоящий корабль! Мы тогда полностью адаптировали пространство не театральной, я подчеркну, площадки под наш спектакль. Потом там же состоялся концерт якутской филармонии.
В 90-х не было такого, чтобы мы могли демонстрировать уровень якутских артистов в других регионах и странах. Показывали, конечно, спектакли, но это, повторюсь, был период выживания. А сейчас мы все-таки живем. Благодаря грамотной политике, а иногда и просто преданности работников культуры своей профессии, Якутия сумела не только сохранить специалистов и многие учреждения, но и открыть новые. Здесь Андрей Борисов как министр очень большую роль сыграл. Я у него многому научился. Иной раз, кажется, что его идея фантастична, а потом смотришь – реализовано, и мы все в ней участвуем!
— С Андреем Борисовым вы работали и над «Капитанской дочкой» — недавней премьерой к 125-летию русского драматического театра, где сыграли Емельяна Пугачева. Как работалось?
— Нам с Андреем Саввичем всегда хорошо работается. Мы все – артисты русского драматического театра — знаем специфику его работы. Поэтому были заранее настроены, что будет именно так, а не как-то иначе. У нас график работы всегда одинаковый: сначала тяжело, зато потом все прекрасно. И, работая над «Капитанской дочкой», мы в очередной раз в этом убедились. Да, пришлось аккумулировать все свои силы и за короткий период чистого времени осуществить такую крупную постановку. Результат оценивал зритель. А если говорить о герое… Любому актеру приятно играть тех персонажей, которые достойно прописаны. Пугачева приятно играть.
— А над премьерным спектаклем «Тетки» долго работали?
— Над «Тетками» режиссера Владимира Голуба мы работали чуть дольше, чистого времени — полтора месяца. На мой взгляд, на этапе сдачи спектакль был уже хорош, без шлифовки и показа на зрителя. Думаю, это будет один из топовых спектаклей, который займет свое место в нашем репертуаре.
— Двумя премьерами закрыт юбилейный сезон Русского драматического театра. Чего ждать зрителю в новом сезоне ?
— Сезон предстоит насыщенный, обещаю. Поскольку из-за «Детей Азии» мы закрывались чуть позже, соответственно и открываться будем позже. Начнем с «Капитанской дочки», потом будут «Тетки».
В сентябре труппа начнет работать над новым спектаклем «Деревья умирают стоя». Это будет бенефисная постановка с Верой Келле-Пелле. К нам приедет известный режиссер Алексей Ларичев, знакомый зрителю по спектаклям «Нас обвенчает прилив» и, к сожалению, уже не идущему в театре «Семеро святых из деревни Брюхо». У нас он ставил и детский спектакль о Веселом Роджере, поэтому к новогодним праздникам мы с ним выпустим детскую сказку про Алладина. Я знаю этого режиссера и верю в его работы.
После «Алладина» уже совместно с Андреем Борисовым мы приступаем к большому проекту — спектаклю о Святителе Иннокентии. Рабочий материал называется «Алмазный крест» Владимира Фёдорова. Постановку планируем сдать к февралю.
Потом будет еще одна работа для детской аудитории – «Айболит». Весной в планах — спектакль «Очи черные» режиссера Анны Бабановой по мотивам «Ямы» Куприна. В спектакле будет использована живая музыка. Посмотрим, как выйдет, ведь труппа у нас музыкальная, поющая, хотя мы в первую очередь все же академический театр, и, надеюсь, носим это звание достойно.
— Я знаю, театр ждут гастроли, да и технически вы обновляетесь.
— Да, мы поедем на фестиваль «Театральный олимп», который пройдет в Сочи с 3 по 13 октября. В прошлом году выиграли грант межрегионального конкурса «Полюс золото» по двум проектам: «Сказка о царе Салтане» и «Два берега одной победы».
Спектакль «Два берега одной победы» Андрея Борисова был поставлен к 70-летию Победы. Зрители его приняли хорошо, и нам очень хотелось показать его где-то еще. Однако даже полученного гранта было недостаточно, чтобы вывезти сразу два спектакля. Большую помощь нам в этом оказал глава республики Егор Борисов. Благодаря его вниманию к театру поездка состоится. Надеюсь, мы достойно представим республику на этом фестивале. Что касается технических обновлений, да, есть определенные задумки и ожидания, касающиеся приобретения аппаратуры, замены света, звука, механики сцены. Сейчас мы в ожидании. Знаю, что этот вопрос Егор Афанасьевич тоже держит на контроле.