Режиссер, художественный руководитель Саха театра, государственный советник республики Андрей Борисов в беседе с корреспондентом ЯСИА рассказал о значении церемонии зажжения огня VI МСИ «Дети Азии» на Сайсарском озере.
«В этом году старт Игр ознаменовали три церемонии: на стадионе «Туймаада», на озере Сайсары и в местности «Орто Дойду». Я являлся художественным руководителем всех этих представлений и, можно сказать, в каком-то смысле их идеологом. Особенно важно было поставить действо на озере Сайсары. С этого водоема, по моему мнению, начинается развитие евразийского культурного пространства. У каждого народа есть священное озеро, даже у американцев – Мичиган. И вот с Сайсарского озера когда-то начиналась наша культура. Возле него прародитель Эллэй созвал Ысыах, вскормил кобылиц, построил берестяную урасу. Согласно преданию, здесь из воды появилось пламя. Вода и огонь – две несовместимые стихии, которые смог объединить лишь человек. Демиург и сын бога Эллэй достал это пламя. Это очень важный момент», — сообщил Андрей Борисов.
«Что касается костюма Эллэя и комментариев в интернете, то тут не возбраняется сотворчество. Первым делом к ним пришли элементарные ассоциации. Происходило ведь всё наоборот – этот ку-клукс-клан и прочие движения, видимо, переняли образ. На самом деле, это сакский воин. Посмотрите на доспехи Золотого Воина, которого нашли в Казахстане. Причем костюм с колпаком был распространен в Средней Азии не только среди воинов, но и священнослужителей», — подчеркнул собеседник агентства.
«Я — сторонник южного происхождения якутского народа. Наша культура хорошо синтезирует культуры других народов, но в то же время сохраняет свое. Создание подобных силуэтов – это требование времени», — заметил Андрей Борисов.
Отметим, в якутском сегменте интернета неоднозначно приняли центральную фигуру церемонии зажжения огня на озере. Облаченный в белые одежды человек с высоким колпаком и в маске вызвал дискуссии среди пользователей.