Струнный ансамбль Филармонии Якутии «Arco ARTico», ярким репертуаром и обширной концертной деятельностью доказавший свою состоятельность, был создан в феврале 2012 года. Корреспондент ЯСИА поговорил с руководителем квартета Андреем Дедюкиным и узнал, что он считает экспериментом в музыкальной сфере, как строятся отношения внутри коллектива, какую музыку он слушает в машине.
— Есть мнение, что человек который слушает классическую музыку, всегда отличается высоким интеллектом. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Это, наверное, все-таки от образа жизни зависит. Человек слушает то, что слушают остальные. Одно могу сказать точно – музыка, которая основана на ударных и простых гармонических принципах, проще для восприятия. Она строится квадратом, а люди их любят, прямоугольники – прямые здания вокруг нас, ровные дороги.
Однако такая музыка создает в мышлении стенки, клетку на подсознательном и сверхсознательном уровне. Многим это в ней и нравится. Если же следовать природе, то там другие геометрические принципы работают, которые заложены в классическую музыку.
— Как вы считаете, стоит ли ограничиваться только классической музыкой в своих предпочтениях?
— Вот я, например, именно в машине люблю послушать гангстерский рэп (смеется). Мне его медленный ритм помогает лучше водить — именно старый рэп по своей ритмической фактуре не дает разогнаться, но и уснуть тоже. В нем есть основательность. А, допустим, гоа-транс (прим. ред. — направление в современной электронной музыке) разжигает сознание, и скорость чувствуется хуже.
Однако классика – это то, что проверено временем. Когда слушаешь хорошую классику, всегда оказывается так, что она про тебя, хотя композитор вроде бы для себя и про себя писал. Про Иоганна Себастьяна Баха говорят, что он космическую музыку писал – нет, просто в ней очень много человеческого. Любой композитор всегда пишет про людей. Конечно, произведения Баха остаются для меня очень ценными — там столько всего зашифровано. Это сейчас люди расшифровывают, пытаются понять.
— И всё-таки, на ваш взгляд, почему молодежь предпочитает походы в клубы и развлекательные заведения посещению концертов инструментальной музыки?
— Очень много энергии остается у человека. Раньше у наших предков были трудности – меньше дорог, автомобилей, денег, поэтому они за день уставали. Сейчас — все под рукой, происходит очень быстро — человек не успевает растратить свою внутреннюю энергию. Люди идут в развлекательные заведения именно на вынос этой энергии, но это не дает нужного эффекта. А мы, наоборот, хотим помочь человеку посмотреть глазами внутрь себя, чтобы он мог выйти из этого замкнутого круга.
Люди идут в развлекательные заведения именно на вынос этой энергии, но это не дает нужного эффекта
И сейчас вообще все минимизируется – хорошие «миниатюрные» вещи имеют большую цену. Это, наверное, всё-таки связано с развитием цивилизации, клипообразным мышлением по принципу «меньше, но красивей». Мне и самому трудно бывает просиживать целые симфонии.
— Насколько важны взаимоотношения в коллективе для успешной работы?
— Ситуаций бывает очень много, но искусство ансамбля состоит именно в том, чтобы работать с человеком. Неважно, на каком инструменте музыкант играет, ведь, в первую очередь, он играет на нем своим мозгом и частями тела, и, естественно, душой, а разлад в коллективе сразу же сказывается на игре.
Самое интересное, что, ни в коем случае не подавляя индивидуальности и характера, можно делать что-то общее. У всех свои пробелы, своя история жизни, каждый ведет свою борьбу, поэтому надо стараться людей оставлять индивидуальными, а иначе они уже становятся неинтересны. Все проблемы в коллективе начинаются от того, что кто-то кого-то пытается исправить, наставить на путь истинный, залезть в характер, а у людей идет элементарное отторжение. Именно этим интересен любой ансамбль, потому что работать надо с людьми.
— С этого года коллектив Arco ARTico начал проводить семинары «Искусство ансамбля – HR – менеджмент и тимбилдинг». Для большинства людей слова «тимбилдинг» и «классическая музыка» достаточно необычное сочетание. Как так получилось?
— Идея пришла от друзей, которые занимаются бизнесом. Некоторые из них испытывают сложности при организации своих сотрудников. Они начали спрашивать, как мне удалось наладить работу в коллективе. Сейчас-то проблема в том, что люди больше надеются на интернет, аппаратуру, производство, то есть, на автоматизацию. Но сколько бы техники не купили, организация не будет работать, пока нет особых отношений между членами коллектива.
Все проблемы в коллективе начинаются от того, что кто-то кого-то пытается исправить или наставить на путь истинный, а у людей идет элементарное отторжение
Неважно, кто ты — музыкант или спортсмен, бизнесмен или политик – законы человеческого общения одинаковы. Я люблю выискивать какие-то определенные моменты, которые работают на всех. Хорошо знаю принципы работы коллективов, в которых четыре человека, например. Вот у нас в квартете сложилось так, что мы, как черепашки ниндзя (смеется).
— Почему вы начали заниматься музыкой?
— Никогда не думал становиться музыкантом, это вышло случайно. В больших городах есть преемственность поколений, огромные 300-летние традиции. Там наблюдается такой стереотип мальчика со скрипкой. У меня было по-другому.
Начал заниматься музыкой лет в 15, сначала ничего не получалось — я же пришел на скрипку, на самый трудный инструмент. Отец спортсмен, и было время, когда я больше на спорт ориентировался. В 90-е посоветовали заняться музыкой, чтобы наладить внутренний мир, найти гармонию. Так до сих пор и ищу. Музыка для меня — средство нахождения лайфхаков.
Посоветовали заняться музыкой, чтобы найти внутреннюю гармонию. Так до сих пор и ищу
— Что было вашим самым большим экспериментом в музыкальной сфере?
— Наш ансамбль Arco ARTico. Дело в том, что с момента своего создания в 2012 году он состоял из людей, которые в свое время не попали в мэинстрим, то есть в основные линии развития в музыкальном искусстве в Якутии – ансамбль скрипачей или Театр оперы и балета. У многих были проблемы с учебным заведением, с педагогами — кого-то исключили, кто-то сам ушел. Трудные подростки, так сказать.
Однако работать с такими людьми – самое интересное. С хорошими и способными ребятами может любой заниматься (смеется). В этом плане я приобретаю мастерство, огромный опыт и знания. И про само руководство струнным квартетом можно сказать так — если хоть одна ножка слабеет, неустойчивость рождается. Это — трудный процесс, но тем и классный.
В ансамблях часто бывает так, что если кто-то ошибся, то это мгновенно передается другим. Вроде текст знаешь наизусть, но чье-то неловкое движение или кто-то занервничал, и все моментально начинает рушиться. Или если кто-то взял себя в руки и начал выдавать, остальные сразу же подстраиваются.
— Считаете ли, вы что музыканты наделены определенным даром?
— Когда приезжала профессор Санкт-петербургской консерватории Нина Бергер в Якутск, мы вместе поехали в коррекционную школу. И там буквально за один урок дети с четвертой степенью глухоты, то есть абсолютно не слышащие, начали играть на инструменте. Они почувствовали вибрации, и это и есть у каждого. Поэтому я считаю, что такие понятия, как музыкальный талант и способности придумали сами музыканты, чтобы как-то отделить себя от общества. Мы же хотим уменьшить эту создавшуюся пропасть между нами и остальными людьми.