В этом году Международным спортивным играм «Дети Азии» исполняется 20 лет. Теперь они будут проводиться не только в Якутии, но и в других странах Азии. Еще до объявления своего решения о выдвижении кандидатуры в депутаты Госдумы от республики, бессменный художественный руководитель и идеолог Игр Андрей Борисов дал интервью корреспонденту ЯСИА.
— Андрей Саввич, вы вместе с первым президентом Якутии Михаилом Николаевым стояли у истоков Игр «Дети Азии». Как пришла такая идея?
— Я всегда говорю, что «Дети Азии» — это судьбоносное озарение нашего первого президента. В те времена был сильнейший кризис, причем во всех сферах: и в духовной, и в экономической, и в политической. Игры дали мощный импульс для расширения сознания людей, создания будущего детей. Перед нами стоял вопрос: как же провести это масштабное мероприятие? На мой взгляд, большие, амбициозные задачи дают толчок для активизации всех ресурсов: финансовых, организационных, духовных. Это произошло, когда мы делали первые Игры.
— Но ведь требовалось много вложений, нужны были новые объекты, спортивные, инфраструктурные…
— А ради кого мы строим социальные объекты? Ради человека. Вся эта работа – это в первую очередь инвестиции для людей. В построенных спортивных объектах будущее поколение учится быть сильным, преодолевать, побеждать. Кроме того, организация таких крупнейших мероприятий подтягивает за собой экономику. Но главное, дети, которые участвуют в Играх, становятся людьми будущего с открытым сознанием. «Дети Азии» – это инвестиции в молодежь, в будущее.
— Вы являетесь автором почти всех церемоний открытия и закрытия. Чем был обусловлен выбор тем?
— У меня профессия — режиссер. И так вышло, что первый президент Михаил Николаев и последующие руководители Якутии Вячеслав Штыров, Егор Борисов доверяли ставить церемонии открытия и закрытия Игр мне. Это было удобно, ведь я, будучи министром культуры, отвечал за всю культурную программу, и мои творческие идеи находили воплощение. Для меня было важно каждый раз формулировать парадигму культуры – она идет впереди политики и экономики, заранее предвидит пути развития общества. И поэтому передо мной и нашей командой стояла и идеологическая задача.
— В этом году открытие резко отличается, оно вышло за пределы стадиона — огонь Игр был зажжен и на озере Сайсары. С чем это связано?
— Зажжение огня, на мой взгляд, получилось сильным, эмоциональным, философски осмысленным. В следующий раз Игры будут проходить в Монголии, а потом, может быть, вообще в Индии… Но каждые 4 года у нас на озере тоже будет появляться пламя – как символ того, что именно Якутия – родина международных спортивных игр. Ведь «Дети Азии» — наша гордость, наше послание миру, символ дружбы, который мы даем другим странам. Кроме того, планируем делать вокруг озера шоу, транслировать на экране открытия из других стран.
— И все же, если вспомнить об истории прежних церемоний…
— За последние 25 лет мы создали особый жанр – стадионный театр. Точно знаю, что в России такого нет. Есть шоу разные, великолепные и яркие, но стадионный театр с сюжетом, философией и темой – этого я никогда не видел. Бенедикт Спиноза еще несколько веков назад сказал: «На стадионах и в театрах куется нация». Потрясающее высказывание. Как раз подходит к действу, когда сидят 20 тысяч человек, и ты им рассказываешь что-то.
Основываясь на этой концепции, были организованы церемонии открытия всех Игр «Дети Азии». На пятых Играх поставили легенду Эллэя Боотура – прародителя якутского народа. Это было не просто шоу, где все довольны, радостны, всем хорошо, праздник состоялся, и люди разбежались. Праздник можно сделать и в другом месте, а тут каждые четыре года нужно формулировать какой-то вектор культуры, хоть это не так весело, как многим хотелось бы. На четвертых соревнованиях в связи с Олимпийскими играми в Пекине была представлена китайская тема. Взял тогда потрясающий сюжет легенды о борьбе двух драконов за передел мира. В результате их сражения произошла всемирная катастрофа, а затем всех спас мальчик. В 2004 году был рассказ о юкагирском богатыре, который поднялся на небо, чтобы избавить своих людей от холода.
Если говорить о церемонии этого года, тема касалась взаимоотношений человека и природы. В представлении была мистерия, зафиксировавшая ту тревогу, которая ныне нависла над миром. Вообще, в этом году старт Игр ознаменовали три церемонии: уже обозначенные в нашей беседе церемонии на стадионе «Туймаада» и в местности «Орто Дойду», а также действо на озере Сайсары. Я являлся художественным руководителем всех этих представлений и, можно сказать, в каком-то смысле их идеологом. Особенно важно было поставить действо на озере Сайсары. У каждого народа есть священное озеро, даже у американцев – Мичиган. И вот с Сайсарского озера когда-то начиналась наша культура. Возле него прародитель Эллэй созвал Ысыах, вскормил кобылиц, построил берестяную урасу. Согласно преданию, здесь из воды появилось пламя. Вода и огонь – две несовместимые стихии, которые смог объединить лишь человек. Демиург и сын бога Эллэй достал это пламя. Это очень важный момент.
Что касается костюма Эллэя и комментариев в интернете. На самом деле, это сакский воин. Посмотрите на доспехи Золотого Воина, которого нашли в Казахстане. Причем костюм с колпаком был распространен в Средней Азии не только среди воинов, но и священнослужителей.
— Мы передаем эстафету Монголии. Нет чувства сожаления?
— Каждый раз, когда руководители республики заявляли, что Игры остаются у нас, все аплодировали. И я хочу посмотреть на реакцию зрителей, когда сегодня объявят, что наша птица «Дети Азии» улетает на время в Монголию. Думаю, главной реакцией будет гордость, ведь Игры обретают еще больший масштаб. Сейчас есть отличная инициатива Егора Борисова о создании зимних азиатских игр. Будем развивать и это направление.
— Какой, на ваш взгляд, стала Якутия за эти годы?
— Главный итог — мы доказали России и миру, что можно и в кризис создавать крупные международные события. Нашу республику сегодня знают и в других странах. Этот глобальный замысел открыл нам будущее. Построены стадионы, молодежь стала задумываться о своем здоровье. Нация должна быть здоровой!