Многие слышали про иппотерапию, но не все знают значение этого термина. Не так давно этот способ физиологической и психологической реабилитации стали применять и в Якутске. Как лошади воспитывают в детях ответственность и помогают людям с проблемами здоровья, рассказала помощник тренера Светлана Сибгатулина, посвятившая треть своей жизни работе с этими прекрасными животными.
Светлана, расскажите о вашей работе на ипподроме?
Я работаю помощником тренера в школе верховой езды: помогаю тренировать как учеников, так и лошадей. Хоть у меня и свободный график, но уход за лошадьми — это ежедневный труд. Год назад у нас был теплый манеж, благодаря которому мы могли тренироваться зимой так же интенсивно, как и в теплое время года. Но сейчас его нет, так что все тренировки проходят довольно быстро, чтобы лошади и наездники не замерзли.
С какого возраста можно заниматься верховой ездой?
К сожалению, у нас нет пони, на которых могли бы заниматься маленькие дети, поэтому берем учеников с 11 лет. Хотя бывают исключения. Одной из моих учениц, показавшей хорошие результаты, была восьмилетняя девочка.
Ребенку с первого же занятия надо дать понять: если ты хочешь работать с лошадью, то сначала надо ее почистить, подготовить к езде. Конь не велосипед, на котором покатался и потом приставил к забору. Ты взаимодействуешь с лошадью, и тебе ее нужно хорошо знать. Чем эффективнее твои отношения с этим животным, тем меньше вероятность получить травму в дальнейшем. У нас даже бывают дни, когда ребенок вообще не садится в седло, а приходит только для того, чтобы почистить лошадь и помыть амуницию.
Приучиться к конюшенному порядку важно, потому что ребенок, оставшись в какой-нибудь стрессовой ситуации, связанной с лошадью, может сам решить, как поступить. Это то, чему стоит научиться в школе верховой езды.
Вы также предлагаете и сеансы иппотерапии?
Верно, в нашей школе предусмотрена иппотерапия. Квалифицированный специалист занимается со всеми желающими. Сеансы начали проводиться относительно недавно — года три назад.
Все ли лошади подходят для иппотерапии?
Нет. Во-первых, подбираются самые спокойные и стрессоустойчивые, ведь дети бывают очень подвижными и громкими. Во-вторых, лошади не должны быть высокими, чтобы инструктору было легче направлять ребенка и контролировать процесс. В-третьих, у них должен быть достаточно длинный корпус, чтобы юный наездник мог лечь, перевернуться, дотягиваться до гривы и так далее. В данный момент у нас на иппотерапии работает одна лошадь — мерин. У него хороший возраст — 10 лет, когда он уже не сильно впечатлительный.
Чем сеансы иппотерапии отличаются от обычных занятий в школе верховой езды?
Занятия в школе ориентированы на совершенно здорового человека — это большая нагрузка как на наездника, так и на лошадь. Здесь учат тому, как понимать и вести лошадь, особенностям посадки при различных видах походки. Но это сложно для ребенка с недостатками здоровья. Люди приходят разные: с ДЦП, аутизмом или те, кто хотят поправить здоровье. Вот с такими и проводится работа-«шаговка»: есть коновод, который ведет лошадь, и инструктор, который работает именно с наездником и дает простые упражнения на растяжку и счет, пока лошадь просто идет. Занятие длится около 40 минут.
В чем польза таких занятий?
Общение с лошадью хорошо действует на эмоциональный фон ребенка. Оно раскрепощает и дает новые эмоции и чувства, которые он не получит в быту. Если ребенок был замкнутым, то лошадь обязательно какую-то черту в нем раскроет.