В Якутии в -40 испытали японские зимние шины. Начальник Департамента испытания зимних шин компании Bridgestone Чиаки Ояма (Chiaki Oyamo), отвечающий за исследования, рассказал о том, что в Якутии он считает главной достопримечательностью и какую работу проводит автодорожный факультет СВФУ.
— Расскажите, пожалуйста, как начиналось сотрудничество компании и университета?
— История довольно длинная. Примерно в 2008-2010 годы в компании возникла необходимость найти место, где можно было бы проводить зимние испытания на снегу. До этого такие тесты проводились на Хоккайдо, это север Японии, и в Швейцарии. С декабря по март снега вполне хватало, и можно было проводить испытания. Но затем, возможно, в связи с глобальным потеплением, этот период времени сократился, и мы начали искать по всему миру место, где можно было бы продолжать хотя бы с ноября по март.
В интернете нашли статью о Якутии: прочитали материал о совместных испытаниях якутского представительства и СВФУ – они смотрели, как ведут себя машины на морозе. С помощью офиса в Москве мы вышли на университет, связались с автодорожным факультетом. Так завязалась переписка, и представителей компании пригласили в Якутск, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество. И с 2012 года начались испытания на территории полигона СВФУ.
— Вспомните ваш первый приезд в Якутию. Что удивило, что запомнилось?
— В первую очередь, конечно, мои впечатления были связаны со снегом. В Якутске ведь не идет снег каждый день, но он лежит на земле продолжительное время и не тает. Допустим, в Японии за раз может выпасть очень много снега, сугробы могут достигать четырех метров. А в Якутске каких-то двадцать сантиметров, но снег не тает.
— Как поменялась Якутия за тот период, что вы сотрудничаете с якутским университетом?
— Прежде всего, хочу отметить развитие в плане digital – те же смартфоны. Казалось бы, якутяне живут очень далеко от центра, но все очень быстро схватывают. В плане цифровых новинок вы идете в ногу со временем!
— Каким видите наш город и регион через десять лет? На что нам, жителям Якутска, вы бы посоветовали обратить внимание?
— Я искренне считаю, что ваш холод – это ваше преимущество. Может быть, вы, живя здесь, со мной не согласитесь. Но это настоящее сокровище, которое нужно не только сохранять, но и, как сейчас можно говорить, пиарить. Нужно изо всех сил стараться выходить не только по России, но и за рубеж, чтобы к вам приезжали туристы именно за холодом. Нигде в мире, по сути, такого места нет, и это – настоящая находка!
И это касается не только производства шин, но и другого – например, выпуска машин. Для того, чтобы приезжали люди, здесь должна быть инфраструктура. Нужно постепенно увеличивать количество авиарейсов, создавать гостиницы, услуги аренды автомобилей, и как можно больше рекламировать ваш регион именно с точки зрения холода.
— Те результаты, что достигнуты на сегодня, — какие для компании и для вас лично являются приоритетными, каким вы больше всего рады?
— На самом деле, нынешние испытания, которые завершились буквально на днях, были самыми интересными, потому что впервые мы приехали при температуре ниже -40 градусов по Цельсию. До этого мы были здесь весной и осенью, и никогда таких результатов не получали.
Если же абстрагироваться от испытаний, которые мы провели сейчас, в 2015 или 2016 году были очень интересные тесты, которые действительно повлияли на работу компании. Тогда мы привозили резину, которая была на первом этапе одобрена. В естественных условиях оказалось, что у них все же были определенные минусы, и благодаря проведенным испытаниям удалось вовремя все исправить и запустить новую модель.
— Как вы оцениваете работу автодорожного факультета СВФУ – что бы вы посоветовали коллегам?
— Я бы хотел подчеркнуть, что люди, которые помогают нам во время испытаний, – просто идеальная команда. Все, что мы хотим, даже те вещи, которые, возможно, и не нужно делать, всегда с радостью выполняются, и коллеги всегда идут навстречу.
Когда испытания не ведутся, они готовят треки. Для нас важно, чтобы трассы готовились заранее. Как говорится в русской пословице, готовь сани летом. Например, летом траву, которая растет на полигоне, нужно косить, чтобы зимой она не выскочила и не мешала – трек должен быть идеально ровный, твердый и прямой.
— Еще в 2013 вы говорили, что планируете привлекать к испытаниям студентов факультета – расскажите, пожалуйста, какая работа ведется в этом направлении?
— Традиционно после завершения испытания мы проводим лекции для студентов, на которых, как правило, рассказываем о процессе создания шин, как мы их изготавливаем, и отдельно говорим о зимних шинах. Наверное, вы понимаете, что мы не можем раскрыть все карты и рассказать обо всех новейших технологиях, которые применяет компания, но о тех,о которых мы уже можем поведать, обязательно рассказываем.