Недавно, проезжая по улице Петра Алексеева, на здании ЯТЭК увидела любопытную вывеску: «Мы сэкономили якутянам» и далее девятизначная цифра. «Ничего себе!» — подумала я и решила узнать подробности. Мое любопытство согласился удовлетворить исполнительный директор компании Александр Смирнов.
— Александр Александрович, что это за табло появилось на вашем здании?
— На нем отображается сумма сэкономленных средств при переходе с бензина на экогаз с декабря 2015 года на текущую дату. На 28 ноября этого года сумма составила около 613 млн рублей.
— Объясните, как высчитываете экономию?
— Это разница между объемом реализованного пропан-бутана автомобильного (экогаза) в литрах с декабря 2015 года, умноженная на фактическую цену за литр газа и фактически реализованного объема литра газа с декабря 2015 года, умноженного на среднестатистическую цену за литр бензина марки АИ‑92 в Якутске.
— Сколько сегодня на ваших АГЗС стоит литр газа?
— 22 рубля.
— Недорого. Но меня беспокоит вопрос безопасности. Все же ездить с газовым баллоном по нашим ухабам как-то страшновато.
— Действительно, процесс установки ГБО — один из главных вопросов безопасности. Важно, чтобы этим занимались профессионалы в специализированных центрах и мастерских.
Весной этого года наша компания открыла в Якутске первый авторизированный сервисный центр по установке газобаллонного оборудования «Ecogas — Сервис». Здесь предлагается весь комплекс работ по переоборудованию автомашины: от устной консультации о возможном типе устанавливаемого оборудования и до техобслуживания установленного оборудования.
Все работы по установке ГБО занимают в среднем один рабочий день. Сам процесс несложный, не требует изменения конструкции машины. Во время эксплуатации просто надо следить за ним так же, как и за другими деталями машины. Рекомендуется менять газовый фильтр каждые 10 тысяч километров. Но практика показывает, что на нашем якутском газе они не очень загрязняются, так как он чистый, почти без примесей.
Самое важное — точная настройка характеристик двигателя авто для работы на газе. И этому мы уделяем главное внимание.
После установки проводится инструктаж и выдаются необходимые документы для регистрации оборудования в ГИБДД.
Сегодня выпускается уже пятое поколение ГБО. Всем управляет электроника. Для водителя никаких отличий от обычного режима: достаточно просто повернуть ключ зажигания. Газ хранится в сжиженном виде при давлении в 16 атмосфер. Это значит, что80‑литровый баллон весит всего около 40 килограммов и по размеру аналогичен обычной запаске.
— Много автомобилистов обращаются за установкой ГБО?
— Количество клиентов, желающих пересесть на «газ», за последнее время увеличилось в несколько раз. Ежедневно из нашего сервисного центра выезжают по несколько машин. И это те, кто умеет считать деньги.
— Раньше на газовых заправках стояли километровые очереди…
— Сейчас реальное время ожидания не превышает 10 минут, и это говорит о том, что заправок и газа достаточно. У ЯТЭК в Якутске четыре станции и три в районах. По мере увеличения количества потребителей планируем расширить сеть АГЗС.
— ЯТЭК справляется с увеличившимся количеством потребителей?
— У нас работает новая установка комплексной подготовки газа в поселке Кысыл-Сыр Вилюйского улуса. Ее запуск увеличил объёмы выпуска пропан-бутана под маркой «Экогаз», и теперь компания готова полностью обеспечить спрос на газомоторное топливо на республиканском рынке.
— Действительно ли пропан-бутан так экологичен?
— Экологичность — это один из самых важных плюсов использования пропан-бутана. Благодаря максимально полному сгоранию снижается количество вредных выбросов в атмосферу практически вдвое.
— Вы меня убедили — перехожу на газ!
— Тут небольшая поправка: традиционная топливная система на автомобиле сохраняется без каких-либо изменений, автомобиль при этом становится двухтопливным, то есть может работать как на газе, так и на бензине. Это на самом деле очень удобно, во‑первых,увеличивается пробег без дозаправки, во‑вторых, закончился газ в баке, всегда есть бензин, ну и, в‑третьих, это повышение уровня надежностиавтомобиля, что весьма актуально в наших климатических условиях.
На самом деле мы просто даем людям возможность выбрать: или дорогой бензин, или дешевый и безопасный для окружающей среды газ. То есть наш проект, по сути, не только коммерческий, но во многом социальный.
— Александр Александрович, а вы сами на чем ездите: на газе или бензине?
— Конечно, на газе (улыбается). После газа на бензин меня уже не перевести.
Я сам скептически к этому относился, пока не попробовал. Думал о том, что автомобиль будет работать хуже, баллон будет мешать, безопасность под вопросом. По факту ничего этого нет, все опасения уже в прошлом. Оборудование сейчас такое, что двигатель работает лучше, баллон где-то там под машиной, его и не видно, ну и относительно безопасности правильное оборудование и правильная установка обеспечивают безопасную эксплуатацию.
— И напоследок: что вы можете посоветовать автовладельцам?
— Нужно пробовать, это совершенно другой уровень.