Кто первый, того и тапки: Почему якутянам не хватило субсидированных авиабилетов?

25370

В этом году льготные авиабилеты из регионов Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно разобрали за несколько дней. Многие якутяне, планировавшие отпуск и ждавшие субсидированные тарифы, остались ни с чем. Почему возникла такая ситуация, разбиралось ЯСИА.


Программа субсидированных авиабилетов действует в России по трем направлениям: Дальний Восток, Крым и Калининград. На средства, выделенные федеральным бюджетом, перевозчики получают компенсацию за каждого перевезенного пассажира.

В 2016 году на программу было выделено 4,4 млрд рублей и перевезено 634 тысяч пассажиров. В 2017 году из федерального бюджета дали уже 4,2 млрд рублей, а количество пассажиров сократилось почти на 200 тысяч. В прошлом году субсидированные билеты закончились уже к 1 июня, что вызвало неудовольствие всех дальневосточных регионов.

Начало продаж льготных авиабилетов весной 2018 года вызвало ещё большой ажиотаж в дальневосточных городах, для жителей которых субсидирование авиаперелетов стало буквально спасительной мерой ввиду удаленности территорий от столицы. Однако годового запаса льготных билетов хватило всего на несколько дней.

Чтобы соблюсти условия договора с Росавицией, крупнейший перевозчик страны «Аэрофлот» первым прекратил продажу билетов по сниженным ценам — спустя всего пять дней после начала реализации. Следом закрыли доступ к летним льготным билетам авиакомпании «Якутия», «Уральские авиалинии», «Икар», «ЮТейр».

Еще в начале марта во Владивостоке глава Якутии Егор Борисов выступил на совещании под председательством помощника президента страны Игоря Левитина с резкой критикой решения, согласно которому субсидии на дальневосточные авиабилеты в 2018 году сократились до 2,863 млрд. рублей. «Действие льготных авиабилетов в Якутии закончится раньше, чем в прошлом году. Что мы должны говорить людям? Как объяснять ситуацию?» — такой вопрос перед членами рабочей группы поставил Егор Борисов.

Тогда же заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим связал сокращение финансирования программы с консолидацией средств на субсидируемые авиабилеты для Дальнего Востока с Калининградским и Крымским направлениями, на которых действуют аналогичные программы.

Действительно, ранее по каждому из направлений действовала своя программа субсидирования, которая не позволяла перераспределять средства на более популярные направления. В настоящий момент действуют четыре программы, и в 2018 году финансовые лимиты на программу субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока сократили чуть ли не на 40%.

После совещания во Владивостоке вице-премьер — полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев достаточно жестко высказался о позициях Минтранса и Минфина, сравнив недофинансирование программы субсидированных авиаперевозок на Дальний Восток с «саботажем».

Пятого апреля, когда стало понятно, что субсидированные билеты кончились, он дал поручение Минтрансу России, Росавиации и Минвостокразвития совместно с авиакомпанией «Аэрофлот» разобраться в ситуации и принять исчерпывающие меры.

Подключилась и Госдума, комитет по транспорту и строительству которой запросил в правительстве страны информацию о соблюдении авиаперевозчиками порядка реализации субсидированных авиабилетов.

В итоге правительством России было принято решение о выделении дополнительных средств на программу субсидирования в размере 500 млн рублей. Об этом сообщил журналистам министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Пока нет информации, когда новая партия субсидированных билетов станет доступна для жителей Якутии. На данный момент билетов по льготным условиям на летнее время нет в наличии ни у авиакомпании «Якутия», ни у «Аэрофлота».