Маршруты столичные: Общественный транспорт Якутска ждут перемены

3761

В Якутске не так много видов наземного общественного транспорта — автобусы и такси. Поэтому известия об изменении цены проезда или привычного маршрута часто вызывают больше интереса и эмоций, нежели очередной полет в космос. Какой он сегодня, общественный транспорт Якутска?


Оплатите за проезд!

Мы уже привыкли к тому, что стоимость проезда в городских автобусах стабильно повышается. Вот и нынче городские власти планируют к концу года удорожание до 25 рублей за одну поездку.

«Стоимость проезда в общественном транспорте за наличную оплату повысится до 25 рублей, а по карте — до 22–23 рублей, — сообщил директор МУП «ЯПАК» Сергей Максимов. — Транспортную карту можно будет привязать к банковской карте или мобильному телефону, откуда будет списываться сумма проезда».

Тем, кто захочет сэкономить, предлагают способ безналичного расчета «Ультралайт» — чем больше поездок, тем ниже стоимость. Бесконтактные карты рассчитаны на 30, 40 и 60 поездок, которые необходимо реализовать за 40 календарных дней — после они сгорают. Точные тарифы пока неизвестны, но, как заявили в департаменте экономики администрации Якутска, минимальная стоимость поездки составит 16 рублей.

Напомним, столичная администрация планировала ввести новшество с 1 августа этого года, но по объективным причинам дата запуска была отложена.

Вспомнить все

Старожилы вспоминают 50‑е годы прошлого века, когда билеты на автобус стоили 2 копейки за каждую остановку, приходилось считать, кто до какой остановки едет. Потом сделали единый тариф — 6 копеек по городу, до Намцев — 1 рубль 56 копеек, а до Покровска — 1 рубль 57 копеек. В 1980‑е стоимость проезда до Жатая составляла 90 копеек.

В 1960–1970‑е годы проезд в городских автобусах стоил 6 копеек. Примерно с начала 1970‑х, с приходом новых автобусов «ЛиАЗ», в салонах стояли кассы с кассетами для денег. Пассажиры самостоятельно бросали деньги и выкручивали билеты. Проезд без билета наказывался штрафом — рубль. Со временем сумма штрафа выросла до 3 рублей. Однако кондуктор был далеко не в каждом автобусе, поэтому у «зайца» оставались все шансы безнаказанно проехать без билета. Кроме того, не самый добросовестный пассажир мог бросить в кассу менее 6 копеек и выкрутить билет, а то и вообще ничего не бросать. И в каждом автобусе красовалась надпись: «Совесть пассажира — лучший контролер».

Затем кассы заменили на компостеры, в которых надо было пробивать заранее купленный билетик. А в начале 90‑х наступила эра бесплатного проезда на городских автобусах. Это стало лучшим временем для вечно бедных студентов. Потом начали появляться коммерческие микрики, и автобусники вернули оплату за проезд — 5 рублей.

Если говорить о текущей пятилетке, то в июле 2015 года стоимость поездки выросла с 15 до 16 рублей. В 2013‑м прибавилось еще 2 рубля, и эта цена продержалась, как видим, три года. Получается, до сих пор расходы на проезд в городских автобусах Якутска были, пожалуй, наименее подверженной инфляции строкой семейного бюджета горожанина.

Телефон подскажет, телефон заплатит

Существовала такая народная примета: автобус подъедет ровно в тот момент, когда после длительного ожидания будет прикурена сигарета. Надо заметить, родилась она в те времена, когда сигареты были в дефиците. В ту пору ожидание автобуса становилось целым делом, частью жизненного цикла, своеобразной дзен-практикой.

Все вышеперечисленное — уже «олдскул», хотя из принципа, по привычке или по нужде и сегодня можно постоять на остановке, пытаясь разглядеть номер увиденного автобуса, стоящего на дальнем светофоре. Все это, что ни говори, живые эмоции, особенно когда проезжает «заказной» или «дети». Однако теперь есть возможность обойтись без всего этого, и дело не в интенсивности движения общественного транспорта, а в возможности отслеживать автобусы в режиме онлайн.

Бесплатное приложение «Умный транспорт» скачивается на обе известные платформы смартфонов, кроме того, присутствует соответствующий сайт в интернете. Приложение дает возможность отслеживать движение городского общественного транспорта в режиме онлайн. Зимой вглядываться в экран телефона, занятие, скажем, так себе, тем более оно никак не ускорит приезд ожидаемого номера. Зато сидя на работе или дома, с помощью приложения легко отследить передвижения маршрутов и подгадать свой выход на ближайшую остановку так, чтобы не провожать взглядом корму только что уехавшего нужного автобуса и ждать следующего. Удобно.

Если немножко остановиться на технологии сервиса, то обеспечивается он за счет оснащения городских автобусов спутниковым навигационным оборудованием GPS/Глонасс, которое в полном объеме начали использовать с 2009 года. Якутск, кстати, стал первым городом Дальнего Востока, где ввели такое ноу-хау. А спутниковой навигации предшествовали устанавливаемые на автобусах маяки радиоконтроля, которые были полезны, скорее, для Единой диспетчерской службы Якутска (существует с 2007 года), нежели приносили прямую пользу пассажиру.

Так что закуривать сигарету, чтобы инициировать появление долгожданного автобуса, уже не надо. Достаточно отследить ситуацию в смартфоне и выйти на остановку ровно для того, чтобы не спеша и не задерживаясь войти в салон, где, как нам обещают, в скором времени и плату за проезд можно будет внести с помощью телефона.

На первый — сорок первый рассчитайсь!

Если не брать во внимание «сотки», которые хоть и ходят в границах городского округа, однако городскими не считаются, то самый «старший» номер автобусного маршрута в Якутске — 41‑й. Однако на самом деле их куда меньше, даже двух десятков не наберется.

На сайте Единой диспетчерской службы представлена информация о 18‑ти городских автобусных маршрутах. Некоторые, столь привычные когда-то номера (№ 9, 10, 12 и 13) в этом списке отсутствуют, их нет, на смену пришли другие, с иной схемой движения. К слову, схемы эти не остаются незыблемыми на все времена и часто меняются. В городской администрации собирают информацию о пассажиропотоке, заявки граждан, рассматривают целесообразность и принимают решения. То же касается и остановок.

Одним из последних исчез маршрут №13, курсировавший между 202‑м и Речевой школой. Пример вообще характерный. Ранее №13 должен был ходить раз в 40 минут, за исключением обеда и еще пары пересменок, что обеспечивали два автобуса на линии. Но дачники, наученные опытом, если нужно было на работу или просто по делам, выходили на остановку к тому времени, когда идет более ранний по расписанию автобус, нежели нужный, — сход с линии одного из двух был обычным делом, что оборачивалось почти часом ожидания.

С появлением на линии №18 были определенные сомнения, что ситуация станет еще хуже. Однако дачники Покровского тракта были приятно удивлены: автобус стал ходить стабильнее и чаще, хотя маршрут движения значительно удлинился. Однако теперь никто уже особо и не вспоминает про №13, окончательно выведенный из перечня городских маршрутов.

«ПАЗ» уходит с дорог

В 2017 году автопарк Якутской пассажирской автотранспортной компании пополнят 20 новых автобусов. Об этом «Якутии» заявил директор МУП «ЯПАК» Сергей Максимов.

Планируется, что современные комфортабельные автобусы, приспособленные для перевозки маломобильных граждан, пожилых людей и пассажиров с детьми, появятся на городских улицах в мае-июне следующего года.

К слову, недавно МУП «ЯПАК» уже приобрел новый пассажирский автобус, изготовленный по специальному заказу компании на заводе автотранспортной техники «Shaolin» в Китае. Он рассчитан на 68 посадочных мест, оснащен специальными трапами и лифтовым оборудованием для подъема в салон маломобильных граждан. Одними из первых его смогли оценить горожане, регулярно пользующиеся городским маршрутом №7.

Будет ли продолжено сотрудничество с китайским «Shaolin», пока неизвестно. Специалисты «ЯПАК» уверены: для начала транспорт должен пройти испытания якутской зимой.

«Новый автобус оснащен встроенной системой «Глонасс» для передачи экстренных сообщений. Кроме того, он почти в два раза вместительнее традиционных «ПАЗов», более удобен для пассажирских перевозок и в два раза экономичнее как с точки зрения экономики предприятия, так и экологии. После того как автобус пройдет тестовые испытания в зимний период, мы, изучив все плюсы и минусы модели, начнем обновление автопарка», — пояснил Сергей Максимов.

Он отметил, что в скором времени на всех городских автобусах будет установлено электронное оборудование приема оплаты за проезд, что позволит безболезненно внедрить систему дифференцированной оплаты с помощью транспортных и банковских карт, а также мобильных телефонов.

По словам руководителя единственной муниципальной транспортной компании столицы, на стоимость проезда нововведения никак не повлияют, напротив, в будущем горожане смогут сэкономить на поездке в автобусах. Пока новые тарифы проходят утверждение в департаменте экономики администрации Якутска, однако уже известно, что минимальная стоимость проезда составит 16 рублей.

Добавим, последний раз автопарк МУП «ЯПАК» обновлялся в 2013 году. Как и в предыдущие годы, новый этап модернизации обещает заметно повысить качество и безопасность транспортных услуг.