— Он же у нас родился с «флагом»! – смеется Айталина Егоровна. – Так и появился на свет наш второй ребенок Айтал, держа пуповину в руках.
Малыш и дальше удивлял родительницу. Когда мама приложила его к груди, звук упавшего с ноги соседки тапка удивил мальчика. Он тут же повернул голову и стал искать причину шума. А когда услышал грохот тележки, приехавшей за ним, громко и горестно вздохнул. Совсем как взрослый.
Зачет не принят!
В семье Унаровых трое детей: дочь Аина и сыновья Айтал и Айхан. Старшей 21 год, живет отдельно. Айтал – восьмиклассник Якутской городской национальной гимназии. Младшему три годика. Поскольку разница с сестрой довольно ощутимая, Айтал просил у родителей брата. Как только появился Айхан, старший написал программу развития малыша. По словам родителей, она была ускоренной. Он рассчитал по пунктам, за сколько дней грудничок должен выучить буквы, счет и прочие науки. И каково было разочарование, когда юный «ассистент» не внял его стараниям и провалил зачет. Он беззаботно гулил, а строгий учитель не скрывал досады. Да-да, Айталу просто необходим был ассистент для его творческих экспериментов. С самого юного возраста мальчик что-то мастерил, паял, изобретал. Увлекаясь, он терял сон, аппетит, но всегда добивался своего. В руках юного Кулибина все двигалось, трещало, светилось, мигало, бегало и шумело.
Кстати, первую игрушку для малыша – крутящуюся карусель — старший брат смастерил сам, из елочных фонариков.
Один дома
А все началось с бумаги. Айсен часто оставался дома один, чтобы дитя не скучало, родители оставляли ему пачку А-4.
— Вначале он вырезал просто прямоугольники. Затем все потихоньку стало трансформироваться в человечков с руками и ногами. Дальше – больше: руки-ноги начали сгибаться. В общем, процесс пошел. Рождались целые поселения, города, другие миры. Мы покупали бумагу ящиками. Сейчас жалею лишь о том, что не приобретала цветную, а вдруг полет фантазии был бы круче? – сомневается мама.
Солнечные часы из… гвоздя
— Он с рождения любознательный. Если вначале его волновали звуки, шумы, то потом не расставался с книгами, — вспоминает родительница. – Брал любую и тыкал пальцем в рисунок. Я должна была рассказать о заинтересовавшем его предмете. Если ответ удовлетворял, мой двухлетка переворачивал страницу. А если нет, то продолжал требовательно и настойчиво тыкать в один и тот же рисунок. Чаще всего любимыми книгами были не сборники сказок, а энциклопедии и учебники физики. Его всегда привлекала не сама игрушка или предмет, а почему внутри нее что-то двигается, светится или трещит.
Когда мама чего-то не могла объяснить, малыш обижался. Так что родителям приходилось тщательно искать ответы, чтобы удовлетворить запросы своего «почемучки».
Уже совсем маленьким Айтал знал многое о звездах, устройстве Галактики, природе, животных и насекомых и удивлял познаниями окружающих. Молодые мамы впадали в ступор, сравнивая своих детей с ним, откуда, мол, ваш все знает?
Первый эксперимент любознательный мальчишка провел в четыре года. Он из подручных средств смастерил солнечные часы. Сам, без помощи и консультаций взрослых. Установил их на подоконнике и продолжил наблюдение. Потом понял, что сделал неправильно и стал изучать тему.
Удивительно, но мальчик никогда не играл покупными игрушками. Интерес к ним пропадал быстро. Зато он часами возился с теми, которые мастерил сам: из бумаги, картона, пластилина, обычной палки. Повсюду таскал их с собой.
— Беда, если забывал их в садике или еще где-нибудь. Мы обязательно возвращались. Бывало, даже ночью выходили с фонариком во двор искать поделки, — смеется мама.
И так было всегда. Ящик из-под сливочного масла долго служил малышу автомобилем. Однажды папа, пожалев сына, изготовил из картона машину с открывающимися дверьми и прочими деталями. К сожалению, Айтал не оценил творчество родителя. Ему всегда важно было сотворить что-то своими руками.
Однажды он упросил бабушку не выбрасывать сломанное китайское радио. Всю дорогу из Татты мальчуган бережно держал на коленках аппарат и сразу по приезде, несмотря на то, что была ночь, сел за пайку деталей. «Я даже не знаю, что он там сделал, но радио ожило», — удивляется Айталина Егоровна.
С тех пор комната подростка больше напоминает склад заброшенных вещей. Айтал везде подбирал то, что ему пригодится.
— Помню, долго уговаривал маму забрать из мусорки старый телевизор. А она все не соглашалась, типа, мы ведь не бомжи, чтобы шариться по помойкам. Пришлось ждать папу. И когда вечером мы вышли, конечно, телевизора уже не было. Ох, как я тогда разозлился! – вспоминает мальчик.
Теперь с этим проще: все нужные детали он заказывает в интернет-магазинах.
Консервный сигнализатор
Он постоянно в раздумьях, что бы еще смастерить. Конечно, многие вещи давным-давно придуманы изобретателями. Но Айталу важно до всего додуматься самому. Родители радуются: проблем с подарками не возникает. Мальчик всегда рад всевозможным инструментам, которых у него набралось прилично.
Однажды, когда папа стриг подростку волосы, мама набирала ванну, чтобы сразу искупать ребенка. И все это время бегала смотреть, наполнилась ли она. Сын обратил на это внимание и решил облегчить ей задачу: придумать прибор, определяющий уровень воды. Сказано – сделано. На следующий же день Айтал вручил сигнализатор.
— Я его сделал из пенопласта, к которому прикрепил поплавок. При определенном уровне воды цепь замыкалась, и маленький молоточек бил по крышке консервной банки, оповещая, что пора отключать кран, — рассказывает юный мастер.
Это было давно. Позже юноша усовершенствовал прибор, и теперь радиопередатчик-определитель уровня воды уже разработан им на платформе Ардуино. С этой и другими работами школьник не раз становился победителем научно-практических конференций не только в республике, но и за ее пределами.
Айтал — лауреат и призер всероссийских конкурсов «Открой в себе ученого», «Науки юношей питают», всероссийской многопрофильной олимпиады «Звезда», действительный член Малой академии наук. В республике ему нет равных на олимпиадах по черчению.
У юного Кулибина масса работ. Мальчик самостоятельно сконструировал вентилятор, мини-стиральную машину, пылесос из бутылки из-под «Росы», совок со встроенным мотором и щетками, телескоп, весы, водяные часы и многое другое. Ему важно дойти до сути: как устроен прибор, каким образом все приходит в движение. Кстати, собранное им устройство из упаковки «Доширака» и крышки пюре для производства сахарной ваты долго еще использовалось. Домочадцы наелись лакомства досыта.
— Для сына нет невозможного. Все, что он смастерил, сделано из подручных средств. Например, будучи малышом, он, увидев, как увеличивается изображение в бутылке с водой, решил из нее собрать телескоп. Потом, правда, понял, что для этого нужны совсем другие составляющие, — говорит мама.
Она и рада. Потому что в праздники получает в подарок полезные приборы, облегчающие домашнюю работу.
Был еще случай на сенокосе. Взрослые никак не могли вытащить занозу из его пальца. И пока родители занимались своими делами, мальчик из алюминиевого провода смастерил щипцы и, конечно, решил проблему. Мама удивляется: «Даже расплющил провод и заострил концы, чтобы инструмент ничем не отличался от настоящего».
Он и играть на фортепиано научился самостоятельно, пока летел в самолете. Скачал на планшет программу и тренировался. Родителям позже пришлось купить синтезатор.
— Помню, мы шли с ним на тренировки в бассейн, а он плакал и выговаривал, что зря теряет столько времени, тогда как должен думать об очередном проекте, собирать материалы и конструировать, — продолжает она.
Занятия пришлось прекратить, хотя мальчик все же имеет второй юношеский разряд по плаванию.
— Мой любимый предмет – физика. Безусловно, будущая профессия будет как-то связана с ней. Я мечтаю стать инженером, изобретателем, ученым, — делится Айтал. – Законы физики каждый должен знать. Ведь это жизнь. Я не люблю, когда мне советуют, помогают, нравится до всего доходить самому. Наверное, поэтому и не посещаю кружки, клубы и так далее. Не нравится гулять, не так часто хожу в кино или еще куда-нибудь. Мне важно что-то изобретать, мастерить, а на это нужно время. Хочется проводить его с пользой.
В планах Айтала – изготовить автоматизированную теплицу.
Я не люблю гулять, не так часто хожу в кино или еще куда-нибудь. Мне важно что-то изобретать, мастерить, а на это нужно время. Хочется проводить его с пользой.
Из отходов – в доходы
Сардана Тимофеева, учитель:
— Когда Айтал впервые пришел в наш кружок «Биофизика», он учился в четвертом классе. Уже тогда у него было свыше 20 собственных разработок. Пусть некоторые из них были простыми, но важно то, что ребенок все делал своими руками с помощью простых материалов. Удивило и то, что он умел мастерить, пользоваться инструментами, почти как взрослый. Я считаю это достижением, немногие из его ровесников умеют подобное. То есть практические навыки у мальчика уже имелись. Нужно было подкрепить их теорией. Кстати, это у Айтала мы научились искать нужные материалы везде, включая и мусорные ящики. Где провод найдем, где интересную деталь: все тащим к себе. Ведь у него такой принцип: из отходов – в доходы! Вот так день за днем мы начали собирать, конструировать и побеждать на всероссийских конкурсах. Конечно, пришлось приложить немало усилий, чтобы мальчик начал изучать теорию. Зато теперь трудно оторвать от учебников физики. Очень интересные у него разработки – определение уровня воды и рука-манипулятор. Кстати, первый прибор можно использовать во время наводнений, а второй внешне очень похож на кисть человека и умеет перетаскивать вещи. Наш кружок стал своеобразным трамплином для одаренного мальчика. Главные успехи его ждут впереди!
***
Он живет в своем придуманном мире, а его разум путешествует далеко за пределами четырех стен. Это так странно и здорово, но Айтал родился со своим видением и складом ума, выходящим за рамки обычных детских фантазий. Возможно, он предложит миру удивительное открытие.
Проект «Одаренные дети Якутии» — о любознательных, оригинальных, умеющих удивлять,
преодолевать трудности и потрясающе работоспособных мальчиках и девочках.
Каждый ребенок по-своему неповторим и уникален. Кто-то прекрасно поет, кто-то достигает успехов в спорте, кто-то пишет стихи.
Мы никому не ставим оценок, здесь нет соперников, мы просто рассказываем о талантливых детях.
Пусть о них узнают все. Пусть все увидят, какое у Якутии яркое и неповторимое будущее.