Известная в Якутии, стране и во всем мире хомусистка Ольга Подлужная-Уутай 6 декабря выступит с концертом в Ярославле. О предстоящем мероприятии, вдохновении и творчестве она рассказала в интервью ЯСИА.
— Как пришла идея музыкального проекта в Ярославле?
— Предложение выступить поступило от моего друга, якутянина Геннадия Додохова. Он уже много лет живет в Ярославле, но является истинным сыном своей земли, любит и пропагандирует культуру народа саха. И мы решили объединить наши возможности — его целеустремленность и мой талант, чтобы провести концерт «Северное Сияние», в ходе которого мы сможем познакомить все больше людей с волшебной красотой и глубиной Якутии, её музыки и души, звучащей в хомусе. В Ярославле это будет первый этнический концерт.
В программе представлены композиции с хомусом, бубном, горловым пением и этно-вокалом в концепции «эволюции» — то есть от древнего аутентичного сыыйа тардыы с его размеренным ритмом и дыханием самой древности, традиционного тойука и до трансовых обработок варгана в современном звучании, экспериментов в вокале с горлохрипением оленя, голосами тотемных животных и птиц.
В Якутске открыта мемориальная доска виртуоз-хомусисту Петру Оготоеву
— Вы часто выступаете. Какие концерты оставили самые яркие воспоминания?
— Очень сильное впечатление на меня оказали одни из последних выступлений на всероссийском конкурсе «Музыка Земли» в Мариинском театре Санкт-Петербурга и на корпоративном фестивале «Факел» Газпрома в Тюмени.
В первом случае очень отрадно было слышать, как хомус звучит на лучшей академической сцене России и даже мира, все-таки это «Мариинка». Народная музыка выходит на новый этап развития, встает в один ряд с изысканной классикой.
Каждое выступление в любом месте, будь то деревня или мегаполис, оказывает на меня глубокое впечатление, так как это движение энергии, я синхронизируюсь с местом, с людьми, с их ощущением мира и звука. Узнавая что-то новое, увеличиваю свой духовный и творческий багаж, совершенствуюсь. Это непрерывное оттачивание мастерства и подачи.
— Давно хотела узнать о создании композиции «Скачки». Расскажите, как она была сыграна?
— «Скачки» были созданы очень талантливым диджеем, прекрасным человеком с удивительно глубоким видением и ощущением мира, моим давним другом Артемом Мкртчяном, который является создателем и резидентом проекта «Strana03». Его смелый взгляд на смешение стилей и жанров позволил создать уникальный синтез древнего звучания архаичного варгана и электронной энергии современной трансовой музыки. С тех пор началась новая эра хомуса, он вышел из забытья и снял с себя ярлык «скучной музыки для стариков».
— Что вдохновляет вас на творчество?
— Буквально все, что меня окружает, но особенно природа, потому что она уравновешена и всегда стабильна. Энергия, которая исходит от людей – разноцветная, и отличается по текстуре, поэтому получать вдохновение от людей нужно осторожно. А вот мать-природа всегда любит нас искренне и по-настоящему, дает силы, гармонию, спокойствие, снимает страхи и сомнения, поэтому за вдохновением я иду в лес, в поле. Если же нет возможности единения с природой, медитирую.
Сейчас мы работаем над проектом «УУтай», в котором будет представлено новое концептуальное видео, иное звучание варганов – не только якутских, но и других народов мира, дабы подчеркнуть всеединство культур. Кроме того, сейчас проходит тестовую проверку мой официальный сайт, совсем скоро состоится его презентация. О планах не люблю громко говорить, но не из-за того, что я суеверная, а потому что, как говорится, счастье любит тишину.
Хомусист Георгий Слепцов-Чагылхан стал победителем фестиваля «Живая нить»
— Что вы можете сказать о молодых артистах, которые играют на хомусе сегодня?
— Очень рада, что сейчас варганная музыка стала такой популярной среди молодого поколения. Они привносят что-то свое уникальное в этот прекрасный мир древнего звучания. Главное — в этом поиске своего почерка не потерять основной колорит, саму суть и ту философию, которую несет в себе именно якутский хомус. У каждого варгана своя сила, своя эстетика, свой энергетический посыл, неповторимый и самобытный, поэтому крайне важно не забывать корни.
Постепенно люди приходят к пониманию, что этномузыка — праматерь всего звучащего на земле.