С 1 февраля руководители правительства, министерств и ведомств Якутии отчитываются перед населением муниципалитетов региона об итогах деятельности органов исполнительной власти в 2015 году. ЯСИА представляет главные факты и цифры отчета.
Об итогах деятельности за 2015 год
В 2015 году в условиях непростой финансово‑экономической ситуации в стране и мире в республике совместная работа органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций была направлена прежде всего на повышение качества жизни населения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также формирование экономического потенциала республики. Нашими приоритетами были и остаются социальное благополучие людей, экономическая и общественно-политическая стабильность в обществе.
Темпы выше среднероссийских
Основные экономические показатели региона2015 год для нашей республики не стал исключением в позитивном развитии, нам удалось сохранить и в определенной степени приумножить достигнутые за предыдущие годы показатели. Продолжилась работа по выполнению комплексных программ, инициированы и реализуются новые проекты, направленные на улучшение качества жизни населения. В течение года темпы роста экономики республики стабильно превышали среднероссийские.
Так, реальный рост валового регионального продукта по итогам 2015 года составил 2%, что выше среднероссийского, который оценивается со снижением на 3,9% к уровню 2014 года. Основное ускорение экономической динамике придавалось предприятиями промышленности, индекс роста которой за 2015 год составил 3,8%. Добыча нефти увеличилась на 8,5%, угля — на 26,7% (15,3 млн тонн), золота — на 5,2% (25,1 тонны), алмазов — на 5% (3835,2 млн долл.).
Однако общие проявления спада в экономике Российской Федерации отразились на динамике некоторых макроэкономических показателей республики, в частности, по оценке на 2015 год сложилась отрицательная динамика следующих показателей: реальной заработной платы (95,4% к предыдущему году); пассажирооборота (80,8% к предыдущему году, объема платных услуг (96,7% к предыдущему году).
По оценке за 2015 год отмечается снижение численности занятых в экономической деятельности на 0,9 тыс. человек к 2014 году, при этом численность безработных сократилась на 0,6 тыс. человек и составила 36,7 тыс. человек.
Индекс цен — самый низкий в ДФО
Рост потребительских цен в стране в 2015 году стал одним из основных факторов, оказавших прямое негативное влияние на каждого жителя. В целом по стране по итогам года рост потребительских цен составил в среднем 115,5%. Правительством республики в постоянном режиме осуществлялся мониторинг цен и тарифов, кроме того, было организовано прямое взаимодействие с поставщиками товаров и услуг в целях недопущения опережающего роста цен. Тем не менее на фоне общей ситуации с ростом цен в стране в республике также выросла инфляция. По итогам 2015 года инфляция составила 111,8%, что выше показателя 2014 года (107,3%), но ниже оценки инфляции по стране.
Среди регионов Дальневосточного федерального округа республика традиционно лидирует и занимает 2-е место по индексу промышленного производства (плюс одна позиция), вводу в действие жилых домов, объему отгруженных товаров добывающей промышленности. Не изменились лидирующие позиции по объему строительных работ. Индекс потребительских цен среди дальневосточных регионов в республике самый низкий.
Сальдированный финансовый результат предприятий республики за 2015 год оценивается на уровне 42,8 млрд рублей, что в 1,8 раза выше уровня 2014 года.
Число рентабельных организаций в 2015 году сохранится на уровне 2014 года с совокупной прибылью 66 013,1 млн рублей, или 60% от плана. 80% в общем объеме прибыли рентабельных предприятий занимает прибыль Группы компаний «АЛРОСА».
За последние 10 лет наша экономика существенно диверсифицировалась на основе Стратегии‑2020. Так, с 2005 года наш с вами бюджет увеличился по доходам с 45,3 млрд руб. до 122,3 млрд руб. в 2015 году. При этом за счет усиления роли нефтегазового комплекса, горной промышленности доходы от компании «АЛРОСА» в удельном весе наших собственных доходов сократились с 40,2 процента до 25,2 процента, при том, что сами по себе они возросли в 2,3 раза.
В целом стоит отметить, что по итогам 2015 года не достигается задача обеспечения роста валовой продукции сельского хозяйства на 0,5% в сопоставимых ценах, индекс производства по всем категориям хозяйств составил 97,8% к уровню 2014 года.
В результате эффективной работы с федеральным центром финансирование из федерального бюджета составило 1,03 млрд рублей (включая субсидирование строительства автомобильных дорог в сельских населенных пунктах), что на 36% выше уровня 2014 года. На реализацию государственной программы развития сельского хозяйства из республиканского бюджета направлено 9,1 млрд рублей.
Отмечаются стабилизация финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса и восстановление отдельных производств, что благоприятно отразилось на росте прибыли предприятий, обновлении основных фондов путем планового ввода объектов АПК.
Здравоохранение и образование
В 2015 году значительно укреплена материально-техническая база республиканского здравоохранения. В городе Якутске введены в эксплуатацию Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т. П. Дмитриевой на 200 коек, Городской специализированный дом ребенка на 150 коек, Якутская городская больница №3 на 600 посещений в смену, Единый медицинский диспетчерский центр, Травматологический центр 1‑го уровня на базе Республиканской больницы № 2 — Центра экстренной медицинской помощи. Продолжается строительство Республиканского перинатального центра на 130 коек в г. Якутске.
В сфере образования знаменательным событием уходящего года можно с уверенностью назвать проведение XIII съезда учителей и педагогической общественности республики с участием 523 делегатов, представлявших каждое поселение. XIII съезд обозначил новую образовательную инициативу до 2030 года с целевыми ориентирами на становление каждого гражданина, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.
По инициативе Главы республики создана Малая академия наук. В 1,5 раза увеличился охват школьников мероприятиями для одаренных детей. Для поддержки молодых талантов принято решение об учреждении с 2016 года ежемесячных стипендий для 100 действительных членов и 100 членов‑корреспондентов Малой академии наук и 10 грантов для обучающихся на проведение научно-исследовательских работ, включая научные экспедиции.
Культура. Победа. Молодежная политика
2015 год в культурной жизни Республики Саха (Якутия) прошел под эгидой российского Года литературы и 70‑летия Победы в Великой Отечественной войне.
Благодаря слаженной совместной работе органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, трудовых коллективов и активному участию граждан республика достойно, на высоком организационном уровне отметила вместе со всей страной 70-летие Великой Победы. Проведение юбилейных мероприятий объединило все поколения. Уже сегодня необходимо начать работу по подготовке к достойной встрече 75-летия Великой Победы. Наша общая задача — продолжать системную работу по поддержке наших ветеранов и патриотическому воспитанию граждан, особенно детей и молодежи.
На высоком организационном уровне проведены республиканский национальный праздник Ысыах в Чурапчинском улусе, посвященный якутскому героическому эпосу «Олонхо» — шедевру устного нематериального наследия человечества, III Якутский международный кинофестиваль, III Международный фестиваль поэзии «Благодать большого снега».
Повышению творческого мастерства, профессионального искусства, самодеятельного творчества способствовали конкурсы и фестивали: XV Республиканский открытый конкурс молодых исполнителей «Новые имена Якутии», XIX Республиканский пасхальный фестиваль искусств «Золотые купола»,
Республиканский детский театральный фестиваль «Синяя птица», конкурс молодых исполнителей «Ыллаа, эдэр саас», Международный молодежный цирковой фестиваль «Мамонтенок», Международный музыкальный фестиваль «Северное сияние».
С каждым годом все активнее в решение задач социально-экономического развития вовлекается молодежь. В Республике Саха (Якутия) действует 341 военно-патриотический клуб, в том числе детские и молодежные (из них 18 поисковых отрядов, 15 объединений кадетов, 9 объединений казаков) и 534 молодежные общественные организации.
В 2015 году проведено 1 967 мероприятий в сфере молодежной политики с участием более 150 тыс человек. В летнем трудовом сезоне 2015 года работали около 4 тысяч молодых людей в составе 142 отрядов, показали свою эффективность сельскохозяйственные отряды. В 2016 году 1000 молодых ребят будут направлены в 50 сельских поселений на работы по благоустройству сел, а в проведении VI Международных спортивных игр «Дети Азии» будет задействовано 2000 волонтеров.
ЗОЖ и сокращение тяжких преступлений
Растет общая численность систематически занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия): по итогам 2015 года данный показатель составил 268,5 тыс. человек (30% численности населения в возрасте 3–79 лет), что на 5,2 тыс. человек больше, чем в 2014 году. В 2015 году проведено 609 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Уровень преступности на 100 тыс. населения составил 1 238 преступлений, что ниже на 42,8% показателей по Дальневосточному федеральному округу и на 24,2% по России.
Зарегистрировано 11,8 тыс. преступлений, что на 10,6% выше уровня 2014 года. Наибольший рост регистрируемой преступности отмечен в Верхневилюйском — на 57,1%, Горном — 38,8%, Таттинском районах — 34,7%.
В общем массиве зарегистрированных преступлений сократилось количество таких тяжких видов преступлений против личности, как умышленные убийства с покушениями (на 9%) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 5,1%). Снизилось количество разбойных нападений на 26,2%. В структуре имущественных преступлений зафиксировано снижение грабежей на 7,7% при одновременном увеличении количества краж на 4,8%. Наблюдается сокращение преступлений, совершенных на бытовой почве, — на 4,8%.
Количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 7,2%, число погибших граждан — на 16,4%.
Жилищное строительство
Одним из важнейших направлений в деятельности органов власти всегда было и остается улучшение жилищных условий населения.
Общий ввод жилья в 2015 году составил 530,5 тыс. кв м, что на 12% больше уровня 2014 года, в том числе 225,9 тыс. кв. м индивидуального жилья и 250,0 тыс. кв. м жилья в сельской местности. Для обеспечения дальнейшего прироста объемов жилищного строительства в 2016 году приняты решения о реализации новых мер поддержки ипотечного кредитования в республике за счет средств бюджета. Начата работа по реализации Государственной программы РФ «Жилье для российской семьи».
За 2015 год оказана государственная поддержка 206 индивидуальным застройщикам и 16 семьям, пострадавшим от недобросовестных застройщиков. 2029 семей переселены из аварийного жилищного фонда.
Продолжается работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая с 2008 года проводится с использованием средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. За период с 2010 по 2015 год было расселено 5 911 семей из 219,3 тыс. кв. м. Число семей, переселенных из аварийного и ветхого жилья, по сравнению с показателями 2010 года увеличено в 9,5 раза.
В 2013 году утверждена республиканская адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства, на 2013–2017 годы. Согласно данной программе до сентября 2017 года необходимо переселить граждан и ликвидировать все аварийное жилье, признанное таковым на 1 января 2012 года. Предусмотрено переселение 29,87 тысячи граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 490,2 тыс. кв. метров. В рамках данной программы в 2015 году расселены 2 029 семей из 90,6 тыс. кв. метров аварийного жилья.
ЖКХ и благоустройство
В 2015 году на обновление и модернизацию объектов коммунального комплекса направлено 4,3 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей частных инвестиций. Построено и реконструировано 44 котельные в 26 районах республики, 191,6 км инженерных сетей, 7 объектов водоснабжения и водоотведения. К внешним источникам теплоснабжения подключено 3 377 частных домов.
По поручению Главы Республики Саха (Якутия) предоставлена государственная поддержка трехлетних планов благоустройства территорий населенных пунктов, в рамках которой на конкурсной основе выделено 178,4 млн рублей 78 муниципальным образованиям.
Одним из главных новшеств тарифного регулирования 2015 года является переход на установление долгосрочных тарифов на тепловую энергию, услуги холодного водоснабжения и водоотведения, утилизацию ТБО, что будет способствовать привлечению инвестиций в коммунальную отрасль республики.
Правительством сохранена тенденция сдерживания цен и тарифов для населения. Население республики оплачивает в среднем лишь 30,4% от фактической стоимости коммунальных услуг, остальная часть возмещается ресурсоснабжающим организациям из республиканского бюджета (в 2015 году выделено 16,9 млрд рублей).
Год предпринимательства
2015 год в республике прошел под флагом Года предпринимательства со следующими основными достижениями:
— установление 2‑летних «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную систему налогообложения;
— расширение перечня видов предпринимательской деятельности по патентной системе налогообложения (к 55 видам добавились еще 16), дифференциация стоимости патента по группам муниципальных образований;
— снижение ставок при применении упрощенной системы налогообложения от 6 до 2 процентов (при объекте налогообложения доходы);
— объявление моратория на повышение ставки по льготной аренде на землю и имущество, находящееся в государственной собственности;
— установление льгот в размере 1,5% для предпринимателей по арендной плате за использование земельных участков республиканской собственности. Всеми органами местного самоуправления сохранены на уровне 2013–2014 гг. ставки по земельному налогу и арендной плате за использование земельных участков (уменьшены в Мирнинском районе);
— увеличение (до 300 млн рублей) программы проектного инвестиционного финансирования. Выдаются займы до 5,0 млн рублей со ставкой на уровне ставки рефинансирования Банка России;
— открытие около 2000 дополнительных мест в садах для детей от 3 до 7 лет в результате взаимодействия муниципальных дошкольных образовательных организаций и субъектов малого предпринимательства;
— ввод 8‑ми из 14‑ти действующих бизнес-инкубаторов, начало работы школьных бизнес-инкубаторов;
— при активном участии бизнес-сообщества проведена работа по максимально простому использованию портала малого и среднего предпринимательства (ввод в 1 квартале 2016 года).
Инвестиции
На сегодняшний день одной из наиболее важных задач является привлечение инвестиций в экономику республики. Приток инвестиций — это новые рабочие места, пополнение бюджета и решение многих социальных и инфраструктурных вопросов, и как результат — динамичное социально-экономическое развитие республики. Объем инвестиций в основной капитал за 2015 год составил 195,6 млрд рублей, или 100,1% в сопоставимых ценах к 2014 году благодаря завершению строительства крупных объектов: трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан и электросетевых объектов для нее.
2015 год — год мониторинга внедренных инструментов по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия).
Проведен первый полномасштабный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в котором приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. По сравнению с итогами рейтинга прошлого года Республика Саха (Якутия) улучшила результаты практически по всем направлениям и по интегральному показателю вошла в «III» группу итогового рейтинга (15 место). Наиболее ощутимые достижения произошли по направлению «Подключение к электроэнергии» (2‑е место по Дальневосточному федеральному округу) и «Поддержка малого предпринимательства» в Республике Саха (Якутия) (1‑е место).
Агентством стратегических инициатив выпущены сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, «Атлас муниципальных практик», в который вошла практика Чурапчинского района по созданию территории кластерного развития товарного рынка и услуг.
Для апробации внедрения практик, включенных в атлас, в число пилотных муниципалитетов вошел городской округ «Город Якутск»: отобраны 10 практик, утверждена Дорожная карта.
В целях стимулирования активности органов местного самоуправления проведены муниципальные инвестиционные форумы в Заречной группе улусов, в с. Майя (4 июня), Вилюйской группе улусов, в г. Нюрбе — «Вилюй зовет» (29 мая), Западной группе улусов, в г. Ленске — «Западная Якутия: ступени роста» (15 сентября).
Результаты инвестиционной политики прежде всего выражаются объемами инвестиционных ресурсов, вовлеченных в экономику региона. За период с 2010 года в экономику республики привлечено 1 096,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал, в том числе 195,6 млрд рублей в 2015 году (100,1% в сопоставимых ценах к 2014 году).
Инструменты ускоренного развития
Продолжена работа по развитию новых точек роста экономики страны путем внедрения инструментов ускоренного развития.
В августе 2015 года принято решение о создании на территории городского округа «Город Якутск» территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк Кангалассы». Под размещение производств зарезервирована земельная площадь 85 га с возможностью расширения. Общий объем инвестиций ТОСЭР составит 1,3 млрд рублей, из которых 86% — частные инвестиции. В качестве резидентов первого этапа одобрены 12 компаний с размещением производств строительных и промышленных материалов из местного сырья, проекты которых позволят сгенерировать порядка 9,3 млрд рублей добавленной стоимости, более 2 млрд рублей налоговых поступлений, создать 350 новых рабочих мест.
В качестве приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждены два проекта Южной Якутии: строительство ГОКа «Инаглинский» по добыче коксующегося угля и производству концентрата мощностью 3 млн т угля в год (объем инвестиций 26,4 млрд рублей) и строительство ГОКа «Таежный» с объемом добычи 3 млн т железной руды к 2017 году (20,2 млрд рублей).
Инициаторы данных проектов получат субсидию на создание энергетической и железнодорожной инфраструктуры в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в размере 2 180 млн рублей.
24 декабря 2015 года инвестиционный проект компании «АЛРОСА» по освоению Верхне-Мунского месторождения алмазов общей стоимостью 62,9 млрд рублей отобран на заседании правительственной подкомиссии под руководством заместителя Председателя Правительства РФ — Полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
Инвесторам предоставляются специальные налоговые льготы — в сентябре ООО «Эльгауголь» включено в реестр региональных инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия).
Для снижения административных барьеров при размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов запущен механизм предоставления инвесторам государственной или муниципальной земли в аренду без торгов (27 мая 2015 года внесены поправки в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия).
Государственно-частное партнерство
В 2015 году возобновлена работа по реализации проекта «Строительство мостового перехода через реку Лена» с применением механизмов государственно-частного партнерства. Проект подтвердил заинтересованность иностранных инвесторов в рамках Второго Российско-Китайского ЭКСПО в г. Харбине, а также на Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке.
В целях привлечения инвестиций в инфраструктурный сектор реализуется политика государственно-частного партнерства. Утвержден Регламент подготовки и реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с приоритетами в ликвидации очередей в детские дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения начата реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых направлениях. Заключено 17 соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении 28 социальных объектов на общую сумму 11,2 млрд рублей.
Антикризисная система управления
С целью создания эффективной антикризисной системы управления в республике указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2015 года № 323 был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия) в 2015 году с общим объемом финансирования более 17,1 млрд рублей.
— На поддержку АПК предусмотрено более 1 млрд рублей, которые направлялись на финансовое оздоровление скотоводческих хозяйств, пополнение аккумуляционного фонда ГУП ФАПК «Туймаада», строительство овощехранилищ, коровников и убойных цехов, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
— На стабилизацию работы системообразующих предприятий транспорта направлено 4,6 млрд рублей (на организацию санитарно-авиационной помощи, возмещение затрат на обслуживание кредитов; выкуп воздушных судов).
— На содействие трудоустройству граждан всего направлено 151,8 млн рублей.
— В полном объеме реализованы социальные гарантии по лекарственному обеспечению населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами импортного производства для больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, и региональных льготников, а также на оказание гемодиализной помощи населению. На эти цели направлено 1 331,7 млн рублей.
— Предоставлена финансовая поддержка предприятиям коммунального комплекса в размере 935 млн рублей.
— Для организации досрочного завоза топливно-энергетических ресурсов и продовольствия выделены средства в размере 7,8 млрд рублей.
— на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства направлено 365 млн рублей, в том числе на предоставление займов 239 млн рублей и на субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства 126 млн рублей.
В целях концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития оптимизированы расходы государственных программ Республики Саха (Якутия) на 1,5 млрд рублей.
В 2016 году в приоритетном порядке будут решаться вопросы повышения трудовой мобильности населения, к реализации которых также будут привлечены органы местного самоуправления.
На сдерживание темпов снижения реальной заработной платы оказали существенное влияние принимаемые меры по доведению минимальной заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Власть и общество
Основной критерий оценки деятельности правительства Республики Саха (Якутия) — мнение и оценка людей. По данным социологических исследований, положительно оценивают ситуацию в сфере политики 58,8% опрошенных, в сфере межнациональных отношений — 67,1%. Большинство якутян — 52,1% — положительно оценивают деятельность Главы республики.
В конструктивном формате осуществляется взаимодействие Главы Республики Саха (Якутия) и правительства Республики Саха (Якутия) с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). За 2015 год принято 166 законов, из которых субъектами права законодательной инициативы выступили Глава Республики Саха (Якутия) — по 19‑ти законопроектам, правительство Республики Саха (Якутия) — по 55‑ти, народные депутаты Республики Саха (Якутия) — по 82‑м, представительные органы местного самоуправления — по 10.
В 2015 году на заседаниях Совета по местному самоуправлению при Главе Республики Саха (Якутия) рассмотрены закрепление за сельскими поселениями вопросов местного значения, противодействие коррупции, информационная открытость, профилактика межэтнических конфликтов, вопросы закрепления кадров в сельской местности, реализация Указа Главы Республики Саха (Якутия) «О благоустройстве территорий населенных пунктов Республики Саха (Якутия)» и другие вопросы.
13 сентября 2015 года, в Единый день голосования, в Республике Саха (Якутия) состоялись выборы 103 глав поселений и 1029 депутатов представительных органов муниципальных образований на территории 26 муниципальных районов республики.
В целях совершенствования структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в 2015 году приняты решения Главы Республики Саха (Якутия) об образовании Управления Республики Саха (Якутия) по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции. Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) преобразован в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по национальной политике. Внедряются Стандарт антикоррупционного поведения гражданских служащих в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и Стандарт антикоррупционного поведения муниципальных служащих в органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
В 2015 году в адрес руководства Республики Саха (Якутия) поступило 4368 обращений граждан и организаций в устной и письменной форме, в форме электронного документа (в 2014 году 4867 обращений). Больше всего граждан волнуют вопросы жилищно-коммунальной сферы (1493 обращения, или 34% от общего количества), социальной сферы (1130 обращений, или 26%), политики и общества (887 обращений, или 20%), экономики (725 обращений, или 17%).
В 2015 году в исполнительных органах государственной власти и государственных организациях создано 214 комиссий по противодействию коррупции (в 2014 году 8), в органах местного самоуправления и в муниципальных учреждениях — 376 комиссий (в 2014 году 73).
Зарегистрировано 2 017 некоммерческих организаций, из них 767, или 38%, социально ориентированных. Количество НКО по Российской Федерации на 100 тыс. населения составило 154,2 единицы, по Республике Саха (Якутия) — 210,79. Численность добровольцев, принимающих участие в деятельности СО НКО, составила 2 461 человек.
В 2015 году Республика Саха (Якутия) возглавила рейтинг Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора на Дальнем Востоке.
Во II Республиканском форуме социально ориентированных НКО приняло участие 478 человек из 19 улусов республики и г. Якутска. В шести улусах республики проведены зональные форумы НКО, в работе которых приняли участие более 182 представителей НКО.
28 декабря 2015 года подписано Соглашение о взаимодействии между правительством РС(Я) и Общественной палатой РС(Я).
По итогам конкурса Минэкономразвития России по поддержке социально ориентированных НКО республика получила из федерального бюджета 9,5 млн рублей на проведение конкурса для реализации программ поддержки социально ориентированных НКО. Четыре заявки НКО республики признаны победителями грантов Президента РФ на сумму 5,7 млн рублей.
В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 35 региональных отделений политических партий. Указом Главы Республики Саха создан Совет при Главе Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с региональными отделениями политических партий, в состав которого вошли представители 22 региональных отделений.
Ключевыми задачами на 2016 год являются:
— сохранение стабильной социальной ситуации на основе недопущения снижения реальных располагаемых денежных доходов населения, безусловного выполнения социальных обязательств, активной политики занятости населения;
— обеспечение устойчивого экономического роста (на уровне не менее 2,5% к 2015 году, роста производительности труда не менее 3,1%);
— безусловное исполнение стратегических указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., направленных на реализацию долгосрочной государственной политики;
— продолжение реализации Плана импортозамещения в Республике Саха (Якутия), включая получение поддержки федеральных институтов развития;
— обеспечение ввода не менее 600 тыс. м² жилья и ликвидация 260 тыс. м² аварийного жилищного фонда. В этом направлении мы должны использовать все действующие и дополнительные механизмы государственной поддержки;
— проведение VI Международных игр «Дети Азии»;
— в текущем году усилия всех органов государственной власти в соответствии с объявлением 2016 года в республике Годом благоустройства населенных пунктов в Республике Саха (Якутия) будут направлены на облагораживание площадей населенных пунктов, сохранение их архитектурного облика;
— содействие в подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ в Республике Саха (Якутия);
— в течение 2016 года будет проводиться работа по формированию долгосрочного плана развития республики — Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. К данной работе необходимо активно привлекать население республики. Мы считаем, что Стратегия должна формироваться исходя из ожиданий людей, живущих на территории республики.
При подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Администрацией главы и правительства РС(Я), размещенные в республиканской газете «Якутия»