На скалах по берегам якутских рек есть множество петроглифов – рисовали их древние художники, жители этих мест. Стилизованные изображения животных, фрагменты надписей древнетюркского рунического письма, наскальные композиции с изображением человека выполнены в разное время: в эпохи неолита, бронзы, раннего железа. Все о наскальных изображениях, относящихся к палеолиту, неолиту и поздним временам, – в новом выпуске «Большой земли».
На территории Якутии обнаружено 115 писаниц на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка. Общее количество наскальных изображений превышает пять тысяч. Самые древние писаницы, найденные на территории Якутии, относятся к эпохе верхнего палеолита и были сделаны 40 тысяч лет назад.
На территории Якутии обнаружено 115 писаниц на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка. Общее количество наскальных изображений превышает пять тысяч. Самые древние писаницы, найденные на территории Якутии, относятся к эпохе верхнего палеолита и были сделаны 40 тысяч лет назад.
ПИСАНИЦЫ ЯКУТИИ
По стилю исполнения рисунки делят на две группы: первая и наиболее древняя расположена на высоте от 4 до 8 метров, рисунки нанесены тёмно-красной охрой и полностью залиты по контуру; вторая группа находится на высоте от 2 до 4 метров, рисунки светлее, чем в первой группе, и нанесены сплошными контурными линиями. Было определено, что первая группа писаниц относится к позднему неолиту, вторая — к бронзовому веку.
Это фигуры людей, изображения животных, знаков, геометрические изображения. Особо выделяются наскальные рисунки в виде условных схематических знаков — кресты, дуги, круги, прямые и косые палочки, полоски, черточки и другие. Полагают, что все они являются руноподобными и представляют собой предельно стилизованные изображения реальных животных, людей или природных объектов, вплоть до космических.
Первые упоминания о писаницах реки Лены были сделаны еще Герхардом Миллером в его знаменитом «Описании Сибирского царства». В XIX веке было зафиксировано более десятка местонахождений писаниц. Изучение наскальных изображений в основном ограничивалось тогда описанием рисунков.
Попытки снять копии писаниц или сфотографировать их предпринимались крайне редко. Продвинуться в этом вопросе удалось участникам Сибиряковской экспедиции.
В 1895 году Дмитрий Клеменц на собрании Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО сообщил, что в одной из многочисленных долин вблизи реки Лены находятся скалы с изображениями человеческих фигур и каких-то линий, черт, надписей. Кроме того, он упомянул, что на реке Алдан «имеется камень, покрытый письменами, в которых одни знаки отделены двоеточиями». Внимание Клеменца также привлекли рунические знаки на скалах по берегам Лены.
В 1897 году Николай Виташевский, пользуясь информацией тунгусов, отыскал и подробно описал писаницы местностей Баасынай и Крестях (долина реки Олекмы). Он также зафиксировал устные сведения о рисунках на скалах, расположенных выше устья реки Нюкта и по реке Тюнгюрджюкюн (Тунгурчакан).
Знакомство с наскальными изображениями Олекмы Виташевский начал с писаницы Крестях. Фиксация изображений оказалась делом нелегким. Виташевский отметил, что снимки делал карандашом на глаз, рассматривая изображения при помощи хорошего полевого бинокля, а также пользовался фотографическим аппаратом для получения общих очертаний скал.
Знакомство с наскальными изображениями Олекмы Виташевский начал с писаницы Крестях. Фиксация изображений оказалась делом нелегким. Виташевский отметил, что снимки делал карандашом на глаз, рассматривая изображения при помощи хорошего полевого бинокля, а также пользовался фотографическим аппаратом для получения общих очертаний скал.
Наскальные рисунки делались только на твердом материале. Возможно, благодаря этому они пережили века и тысячелетия.
Большая часть рисунков выполнена красной охрой, которую получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду, остальные — охрой разных цветов, состав и происхождение этой краски до сих пор являются загадкой для исследователей. Красная охра впитывалась в скалу и сохранялась надолго.
Самые древние писаницы относятся к эпохе верхнего палеолита (40 тысяч лет назад). Это гравированное изображение мамонта на стоянке людей каменного века Берелех (Индигирка), а также рисунки четырех бизонов и лошади на писаницах рек Токко (бассейн Олекмы).
Главными героями большинства писаниц являются животные, и это неслучайно — жизнь и деятельность людей тогда во многом зависела от успешной охоты на диких зверей. В понимании древних звери обладали сверхъестественной силой и исключительным могуществом. Они господствовали в окружающем мире и могли обеспечить благополучие и удачу. Основным объектом охотничьего культа был красавец тайги — лось, поэтому именно он наиболее часто встречается на самых древних писаницах Лены.
Древние художники передавали не только общий вид массивной фигуры животного, но и его пропорции, характерную позу. Изображались также олени, медведи, люди и все то, что было связано с охотничьей магией. Исследователи отмечают, что все наскальные изображения и рисунки неолита выполнены в одной стилистической манере и имеют своеобразный наивно-реалистический дух.
В неолите (6-3,3 тыс. лет назад) центральной фигурой писаниц становится лось. Появляются изображения людей, сцены коллективной охоты, ритуальных жертвоприношений, эпизоды племенных войн. В бронзовом веке (3,3-2,4 тыс. лет назад) наступает пик развития наскального искусства. На первый план выходят рисунки с сакральными мотивами: явления природы, культ шаманизма.
НАШ ГИД ПО ПЕТРОГЛИФАМ
МИСТИКА
Места, где были найдены наскальные рисунки, обладают, по мнению якутов, особой энергетикой, их считают священными. Скалы с рисунками служили храмами под открытым небом, у их подножия совершались охотничьи обряды, родовые культы.
Изображения на скалах также использовались для религиозных обрядов. Большинство рисунков выполнено так, что их даже сейчас можно увидеть только при определенном освещении в конкретное время суток.
Наиболее ярко мистические представления древних людей отражены в наскальных рисунках у села Тойон-Ары на реке Лене. Главные персонажи композиции — лоси. Самец и самка противостоят в яростной схватке, а между ними изображена фигура лося меньших размеров, которая пересечена посередине вертикальной полосой, означающей копье или стрелу, поразившую животное насмерть.
Относительно схватки двух лосей существует предание, согласно которому одна великая шаманка боролась с духом оспы. Превратившись в двух огромных лосей, они бились до тех пор, пока дух не был повержен. В знак своей победы над врагом — болезнью — шаманка красной охрой сделала росписи на скалах.
До сих пор местные жители, проходя мимо скал, по древней традиции возлагают к их подножиям ритуальную жертву. Для этого выбирается рядом стоящее дерево, и на его ветвях, стволе повязываются лоскутки материи, к корням кладутся какие-либо вещи: монеты, пустые ружейные гильзы, сигареты и другое.
До сих пор местные жители, проходя мимо скал, по древней традиции возлагают к их подножиям ритуальную жертву. Для этого выбирается рядом стоящее дерево, и на его ветвях, стволе повязываются лоскутки материи, к корням кладутся какие-либо вещи: монеты, пустые ружейные гильзы, сигареты и другое.
ВСАДНИК
Самым известным в Якутии петроглифом является всадник, который появился около десяти-пятнадцати тысяч лет назад на отвесных скалах вдоль правого берега реки Лены. Сегодня он украшает герб республики.
В сентябре 1990 года Верховный Совет Якутской АССР объявил о преобразовании автономии в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику. Республика суверенная — полагается своя геральдика: герб, флаг, гимн. Сформировали правительственную комиссию. Объявили конкурс. Эскизов герба поступило очень много, 150-200 работ. Было видно: народ хотел участвовать в формировании новой республики.
Климент Корякин, заместитель председателя Совета Министров Якутии
Вопрос об официальной символике вызвал широкую дисуссию. Газеты печатали статьи на эту тему, шло активное обсуждение. Почти два года длился конкурс на эскиз герба республики. Стать символом Якутии могли мамонт, северный олень, морж или журавль-стерх. В итоге выбор пал на всадника со знаменем – символ объединения племен того времени.
Вместе с народным художником России Афанасием Осиповым над проектом герба работали заслуженный деятель искусств Якутии Василий Парников, Владимир Игнатьев и ученый консультант, член-корреспондент Российской академии художеств Иннокентий Потапов.
Рисовали мы на ватмане, использовались разная карандашная техника и гуашь. Лето, жара. Атмосфера в рабочей группе была доброжелательная, все старались помочь друг другу. У всех — фонтан идей. Я сперва подал эскиз герба со стерхами. Но на обсуждениях искусствовед Зинаида Унарова показала наскальные рисунки всадника в книге. Идею подхватили – наскальный рисунок я стал рисовать с Парниковым и Потаповым.
Афанасий Осипов, художник, соавтор герба республики
Художники встречались много раз. Вносили новые элементы, обсуждали решения. Депутаты Верховного Совета приняли герб абсолютным большинством голосов.
Государственный герб Якутии принят законом республики от 26 декабря 1992 года и внесен в Государственный геральдический реестр России.
Государственный герб Якутии принят законом республики от 26 декабря 1992 года и внесен в Государственный геральдический реестр России.
«Большая земля» — национальный проект «Сахамедиа», посвященный 100-летию ЯАССР. Мы говорим о символах нашей большой республики: о людях, природе, истории, традициях, культуре – обо всем, что делает Якутию уникальной и неповторимой.
Петроглифы изучали:
Галина Мозолевская, редактор проекта
Николай Борисов, журналист
Роман Данилов, дизайнер
Петроглифы изучали:
Галина Мозолевская, редатор проекта
Николай Борисов, журналист
Роман Данилов, дизайнер