Заселение территории Намского улуса началось еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют следы пребывания людей палеолитической культуры, живших 2-3 миллиона лет назад. Читайте очередной выпуск проекта «Жизнь в районах».
Символика Намского улуса
В лазоревом поле над выщербленной зеленой, тонко окаймленной серебром оконечностью – серебряный лебедь с червлеными клювом и лапами, прямо летящий и обернувшийся вправо. Во главе — семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов.
У удегейского рода, присоединившегося к намскому роду во времена правления Тыгына, тотемом, покровителем и прародителем, божественной птицей считался белый лебедь. С тех пор весь Намский улус боготворит и поклоняется ему. Белая волнообразная полоса олицетворяет реку Лену, на двух берегах которой расположен район. Алмазы обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Якутии.
Нам улууһун өрөгөйүн ырыата
Өлгөмнүүр уулардаах Өлүөнэ үрдүгэр,
Былыргы дьыллардаах быйаҥнаах биэрэгэр,
Эҥсиэли хочотун эриэккэс сиригэр
Күөх мыраан эҥэрдээх Нам сирэ чэлгийэр.
Хос ырыата:
Туругур, тупса тур, тапталлаах улууспут!
Үрдүккэ ыҥырар суол ыйар сулуспут.
Урааҥхай уутуйан олорбут түөлбэтэ
Уруйдан-айхаллан, Эҥсиэли, Нам сирэ!
Бу манна Максиммыт күн сирин көрбүтэ,
Буурҕаһыт мохсоҕол бу Намтан көппүтэ,
Бу сиргэ төрүүллэр сахаттан саарыннар,
Килбиэннээх талааннар, кэскиллээх ыччаттар.
Илгэлээх быйаҥы үлэнэн үксэтиэх,
Дьөһөгөй оҕотун сыһыыга дэлэтиэх,
От-бурдук үүнүүтүн муоралыы долгутуох,
Күн үөһэ күөрэйдин, күөнэхпит оонньоотун!
Куба кыыл хоҥкунуур куолаһа иһиллэр,
Өбүгэ алгыһа ол онно этиллэр:
«Баар омук барыта, дьоллоохтук олоруҥ,
Барҕардыҥ Нам сирин, байылыат оҥоруҥ!»
Дата принятия: 23.11.2005.
Автор текста — Ушницкий Василий Васильевич-Сэки
Автор музыки — Зырянов Василий Алексеевич
Исторический экскурс: в долине Энсиэли
Из топонимики Намского улуса: географический термин «Нам» — монгольского происхождения, означает «тихое, спокойное, низкое место». «Энсиэли» — чисто якутское слово: «Энсии» – прибой воды, плескание жидкости.
Намский князец Мымах (16 век). В переломный момент исторического развития сумел не только уберечь свой улус от разорения, но и способствовал стабилизации политической обстановки в Ленском крае. Заложил основы самоуправления улусов в составе Российского государства.С XII века начинается освоение Якутии русскими первопроходцами. В 1632 году в Намском улусе Петром Бекетовым был основан первый в республике острог, названный Ленским. Началось включение Якутского края в состав Российского государства. С 1750 года происходит централизация поселений Намской земли.
Образование русских поселений и ссылка политзаключенных в Намскую волость в начале и середине 19 века сыграли большую культурно-просветительскую роль. Автор научной монографии «Якуты» Вацлав Серошевский с 1887 по 1892 годы отбывал ссылку в Хатын-Арынском наслеге улуса. С 1891 по 1895 годы в 1 Модутском наслеге отбывал ссылку Феликс Кон.
Намский — район, где издревле занимались разведением крупного рогатого скота. Наличие скотоводства, как постоянного занятия населения, было установлено уже в XVII веке, когда провели перепись среди якутов Намского и Едейского наслегов.
До 1804 года здесь не было земледелия как такового. С 1805 года областной властью принято решение о насильственном введении хлебопашества. Известно, что якуты шире начали заниматься хлебопашеством с 1830-1837 годов. В 1853 году хлебопашеством начали заниматься в 16 наслегах улуса. 1016 семей засеяли 1076 пудов пшеницы и собрали 3306 пудов урожая. С тех времен хлебопашество и огородничество стали заметно набирать силу и расширяться. В развитие хлебопашества Намского улуса достойный вклад внесли крестьянские поселенцы Никольской слободы и скопцы Хатын-Арынского наслега (1873-1905 годы).
По данным 1891 года, в 17 наслегах Намского улуса проживало 87 родов якутов. Население района достигло 17,5 тыс. жителей. Они имели 22,3 тыс. коров и 11,9 тыс. лошадей. Заготовки фуражного корма хватало только на 59,8%, поэтому продуктивность скотоводства была очень слаба: с одной коровы в год выдаивалось только 438 кг молока.
В 1917 году в состав Намского улуса входили такие наслеги, как I и II Сиття, I и II Атамай, Ойун Уус, Кедесе, Туостах, I и II Едейцы. Население тогда составляло 15,5 тысяч человек. Количество крупного рогатого скота достигало 38 522 голов, лошадей — 8 705.
20 апреля 1937 года постановлением Президиума Верховного Совета Якутской АССР принято решение о присоединении наслегов I и II Сиття, Куокуй, Тея и Кобяйцы, поселка Сангар к Кобяйскому улусу.
По состоянию на 1 января 1938 года в Намском районе осталось 100629 гектаров земель. Из них пашни составляли 9946 га, сенокосные угодья — 31625 га, пастбища — 55065 га. Из 21410 голов скота количество выдаиваемых коров равнялось 8160 голов. Было поставлено на учет 11140 коней, 981 свинья.
Намский улус – родина многих политических деятелей, сыгравших значительную роль в становлении и развитии государственности республики. Одним из них является Максим Аммосов. На его родине, в селе Хатырык, по инициативе первого президента Якутии Михаила Николаева построено новое современное здание историко-революционного музея им. М.К. Аммосова. В 2002 году указом руководителя региона Вячеслава Штырова музей переименован в Музей истории государственности Якутии им. М.К. Аммосова.
Другим видным государственным и политическим деятелем был Илья Винокуров. Его жизнь и деятельность приходились на годы установления советской власти, гражданской войны, кровавых репрессий, предвоенные и военные годы, которые в республике сопровождались засухой и неслыханной гибелью местного населения от голодной смерти. В этот сложнейший период Илья Егорович обеспечил стабильную обстановку в регионе. С его именем связана борьба за честь и достоинство якутского народа.
В годы Великой Отечественной войны из Намского улуса на защиту Родины было призвано 1849 человек, из них 1117 не вернулись домой. Воины Намского улуса сражались и на Восточном фронте против японских империалистов.
Объекты культурного наследия местного значения
• Обелиск 15 борцам, павшим за власть Советов в 1921 году (с. Намцы);
• «Мэҥэ таас» павшим во время Гражданской войны (Никольский наслег);
• Памятник бойцам 226 Петроградского полка, участникам Гражданской войны в Якутии (Никольский наслег);
• Мемориальный комплекс участникам Великой Отечественной войны (с. Намцы);
• Этнографический комплекс отдыха и культуры «Хатыҥ-Чараҥ» (Хатын-Арынский наслег);
• Историческое поселение, где располагалась родовая усадьба князя Мымаха (Мамык) (Партизанский наслег);
• Место, где жили Кедегей и Муоган, XVI-XVII вв. (Партизанский наслег);
• “Үс сэргэ” — священное место преклонения долине Энсиэли (Едейский наслег);
• Памятный сэргэ и юрта-балаган на острове “Балаганнаах”, где в 1897 году родился М.К. Аммосов (Модутский наслег);
• Памятник Т.Н. Охлопкову-Соттой, секретарю комсомольской ячейки (Хамагаттинский наслег);
• Дом П.П.Ядрихинского-Бэдьээлэ, создателя и исполнителя олонхо (Фрунзенский наслег).
Особо охраняемые территории:
• заповедник «Белое озеро»;
• ресурсный резерват «Харбаайы»;
• парковая зона–детский экологический центр «Кэнкэмэ».
Изменение территории Намского улуса
Намский район (1930 год).
Среднеленский район (1962-1964 годы).
Намский улус (2010 год).