Пятница, 13-е: история, суеверия и топ-5 самых жутких катастроф

2848

Пятница, 13-е давно стала синонимом мистического невезения. Это настолько глубоко укоренилось в сознании людей, что сотни тысяч жителей планеты просто бездействуют в этот день: отказываются делать покупки, жениться, заключать важные сделки и летать на самолете. Редакция ЯСИА решила разобраться, как появилось это суеверие, и подготовила топ-5 трагических событий, произошедших в этот день.


История

По мнению историков, страх этот возник еще с библейских времен, ведь в этот день произошло слияние двух нехороших символов: в пятницу произошло грехопадение — Ева дала Адаму яблоко, да еще и число «13» означает «чертову дюжину».

Считается, что в пятницу, 13-го первых людей изгнали из рая, распяли Иисуса Христа, а предавший его Иуда Искариот был тринадцатым учеником.

Кроме того, согласно поверьям, на шабаше темной силы всегда присутствует 12 ведьм и один черт. В Британии пятница была днем публичной казни. Именно в этот день приговоренные поднимались на эшафот, преодолев 13 ступеней.

В 1907 году писатель Томас Лоусон опубликовал роман «Пятница, тринадцатое», ставший первым произведением, в котором упоминается данное стечение обстоятельств

Исследователи выделяют в качестве главной версии происхождения «пятницы, 13-го» историю Ордена тамплиеров. В пятницу, 13 октября 1307 года, французский король Филипп IV Капетинг приказал арестовать рыцарей ордена, а затем тот и вовсе был распущен.

Суеверия

В западных странах особенно распространена боязнь числа «13». В медицине рассматривается как одна из фобий и иногда называется параскаведекатриафобия.

Жители домов избегают тринадцатых квартир и пропускают тринадцатый номер в нумерации этажей. В автобусах и самолетах вряд ли можно найти места под номером «13». А некоторые транспортные компании отменяют рейсы в пятницу, 13-го.

Основная часть европейцев предпочитает в этот день оставаться дома и уж точно не начинает новые проекты, не подписывает финансовые документы.

Так, «железный канцлер» Отто фон Бисмарк в пятницу, 13 не ставил подписи на документах и не заключал государственных договоров.

Правитель Франции Наполеон Бонапарт в этот день вообще не вставал с кровати, не говоря уже о том, чтобы вершить государственные дела или лично участвовать в сражениях.

Топ-5 самых жутких катастроф, произошедших в этот день

1. Круиз Costa Concordia

В пятницу, 13 января 2012 года, произошло знаменитое кораблекрушение круизного судна Costa Concordia. 32 человека погибли, более 4 тысяч были эвакуированы. В историю лайнер вошел как самое большое пассажирское судно, потерпевшее крушение.

Корабль столкнулся с каменным рифом, получил 53-метровую пробоину и начал тонуть. Экипаж провалил спасательную операцию, а капитан Франческо Скеттино, по сведениям очевидцев, первым покинул судно (сейчас это оспаривается в суде), так и не подав сигнал бедствия.

2. Рейс 217 “Аэрофлота”

13 октября 1972 года произошла жуткая авиакатастрофа, ставшая на тот момент крупнейшей в мире по числу жертв. При заходе на посадку в московском аэропорту «Шереметьево» разбился авиалайнер Ил-62 компании “Аэрофлот”, выполнявший чартерный рейс по маршруту: Париж — Ленинград — Москва. Трагедия унесла жизни 174 человек (10 из них — члены экипажа).

Самолет, летевший со скоростью 630 километров в час, просто продолжил снижение ниже контрольной высоты в 400 метров, которую должен был занять по указанию диспетчера, и на всей скорости врезался в поле рядом с Нерским озером. Выживших не было. Причины катастрофы не установлены — на речевом самописце закончилось место, поэтому то, что происходило в кабине в последние минуты, осталось невыясненным.

3. Катастрофа в Уругвае

В тот же день, 13 октября 1972 года, в Андах потерпел катастрофу самолет FH-227 ВВС  Уругвая, перевозивший команду по регби — игроков, тренеров, друзей и родственников. Всего на борту находилось 45 человек, 18 из них погибли от удара о землю, 8 умерли во время схода лавины, еще трое — от ран. Ситуацию усугубило то, что у людей не было ни зимней одежды, ни еды, так что они начали есть замороженные тела погибших.

Через 11 дней власти прекратили поиски самолета, о чем терпящие бедствие узнали по радио. Через несколько месяцев трое из группы решились на пеший поход и нашли людей, которые вызвали помощь. В итоге спаслись 16 человек.

4. Ураган в Бангладеш

13 ноября 1970 года более 300 тысяч жителей города Читтагонг погибли в результате разразившегося в Южной Азии урагана. Циклон Бхола — наиболее смертоносный тропический циклон и одно из самых губительных стихийных бедствий в современной истории.

Около полумиллиона человек лишились жизни вследствие удара штормового прилива, затопившего множество низкорасположенных островов дельты Ганга. Это был шестой по счёту штормовой циклон в сезоне ураганов северного Индийского океана 1970 года, достигший по шкале Саффира — Симпсона силы урагана 3-й категории.

Циклон сформировался над центральной частью Бенгальского залива 8 ноября, после чего стал смещаться на север, набирая при этом силу. Пика он достиг вечером 12 ноября, той же ночью произошёл контакт с береговой линией Восточного Пакистана. Штормовой прилив опустошил многочисленные прибрежные острова, сметая на своём пути целые деревни и разрушая сельскохозяйственные угодья региона. В наиболее пострадавшем районе страны — упазиле Тазумуддин — погибло более 45% из 167-тысячного населения.

5. Шхуна имени создателя «Пятницы, 13»

Шхуна, названная в честь писателя Томаса Лоусона, о котором мы упоминали ранее, была единственным семимачтовым судном в мире. Как и многие другие винджаммеры того периода, использовалась для перевозки сыпучих грузов, угля. Корпус парусника имел двойное дно, что позволяло ему брать в качестве балласта до 1700 тонн воды. Учитывая огромный вес и высоту каждой из мачт, их продолжением служили деревянные стеньги высотой 17 метров. Экипаж, состоящий из 16 человек, относительно легко управлял парусником благодаря различным приспособлениям и механизмам. Шхуна была оснащена паровой рулевой установкой, электрическим обеспечением, парусными лебедками.

Практически все время парусник эксплуатировался на одной линии, перевез тысячи тонн угля и других сыпучих грузов, однако в 1907 году был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами нефтепродуктов отправилось в свой первый и последний трансатлантический вояж.

В пятницу, 13 декабря, проходя поблизости от островов Силли, парусник попал в полосу шторма, и плохо управляемое судно было выброшено на рифы. Корпус не выдержал и разломился под ударами волн. Практически вся команда из 18 человек погибла. В живых, по разным данным, остались 2 или 3 человека.