Резолюция общественных слушаний по законопроекту о «дальневосточном гектаре»

881
Р Е З О Л Ю Ц И Я
по итогам общественных слушаний по проекту Федерального закона
«Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12 февраля 2016 г. Общественная палата Республики Саха (Якутия) провела общественные слушания по проекту Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На общественных слушаниях приняли участие А.С.Агафонов, советник министра РФ по развитию Дальнего Востока, А.И. Демидова, начальник отдела Департамента по развитию человеческого капитала территориального социально-экономического развития Дальнего Востока Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, представители политических партий, общественных организаций и рядовые граждане республики, члены Общественной палаты Республики Саха (Якутия) — всего 96 человек.
При обсуждении были учтены предложения Ю.П. Трутнева, заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а так же результаты встречи от 10.02.2016 г. с С.В. Качаевым, заместителем Министра РФ по развитию Дальнего Востока.
Общественные слушания показали:

Общественность республики обеспокоена принятием Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с нарушением действующего правового порядка.

По процедуре. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 851 от 25.08.2012 г. проекты федеральных законов, касающиеся прав граждан, должны до внесения в Государственную Думу проходить общественные обсуждения. В соответствии с данным постановлением федеральные органы исполнительной власти должны размещать на Едином портале информацию о подготовке проекта закона и результатах их общественного обсуждения.

Законопроект «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» затрагивает конституционные права народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Общественное обсуждение законопроекта на территории Республики Саха (Якутия) не было проведено.

Главная цель закона закрепить местное население и привлечь на Дальний Восток граждан с других территорий России – в Якутии неактуальна. Население Якутии стабильно увеличивается за счет естественного роста и миграции: 2014 год – 954 803 человек, 2015 год – 956 896 человек (+2093 человек по сравнению с 2014 г.), вдобавок растут безработица и неполная занятость в условиях кризиса. Социальная инфраструктура не соответствует достойному качеству жизни. Более половины жилого фонда находится в аварийном состоянии и не обеспечена элементарным благоустройством – туалеты во дворе при -50-60º С. Появилась угроза закрытия 268 медицинских учреждений из действующих 289 из-за игнорирования Минздравом РФ при разработке приказа «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» региональных особенностей расселения на территории Якутии.

(www.duma.gov.ru/news/273/1546621/ (Дата обращения – 17.02.2016 г.)

Северные льготы, предусмотренные Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, живущим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в настоящее время действуют в основном на государственных предприятиях и учреждениях. В итоге уровень средней заработной платы в Якутии, за исключением добывающих предприятий, намного ниже, чем в европейской части страны. При этом многократно повышены стоимость электроэнергии, топлива, транспортные затраты и, соответственно, высока себестоимость производимой продукции.

В этих условиях предполагаемое привлечение трудовых ресурсов за 1 га земли из других регионов страны в Якутии невыполнимо. К тому же результаты опроса россиян не внушают доверия. К примеру, судя по выводам ВЦИОМ, на Дальний Восток намерены устремиться люди с более низкими морально-этическими установками, чем основной контингент опрошенных. Предмет опроса люди не поняли и путали с ТОРами и свободным портом во Владивостоке, что никакого отношения к «дальневосточному га» не имеет.

(www.wciom.ru/file/reports…/2115/2015-07-28-vostok.pdf)

Только недровые богатства Якутии могут служить реальным стимулом переезда в нашу республику – 1 га земли Якутии становится «чубайсовским ваучером» и началом приватизации земли с переходом на приватизацию полезных ископаемых России.

Вместе с тем, мы, жители Якутии, являемся хранителями северо-восточных границ России со времен Витуса Беринга, считаем себя исторически ответственными за экологически и геополитически сбалансированное освоение форпоста Северо-Востока России. Данный закон отличается правовой неопределенностью, нарушает п. 1. ст. 9 Конституции РФ, по сути разрушает исторически сложившийся баланс и ведет к дестабилизации и конфликтогенности государственных интересов, чего мы, как российские граждане, не можем допустить во благо будущих поколений.

В законопроекте не учтены природно-географические и этнодемографические особенности, уникальность и повышенная уязвимость экосистем субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в частности, Якутии. Территория Якутии полностью находится в зоне многолетней мерзлоты, рискованного земледелия и в условиях рекордно низких температур воздуха (-67,8º С).

Исконные земли. В Конституции Российской Федерации п.1. ст. 9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов на соответствующей территории». По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Республике Саха (Якутия) проживает 955,6 тыс. чел., более 100 представителей разных народов, в том числе около 4% коренных малочисленных народов Севера (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы и т.д.) и 49,9% коренного народа – якутов (Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Якутск: Издательство «Якутский край», 2013. С. 62). Вся территория Якутии – исконные земли традиционного природопользования.

В условиях сурового северного климата, существования вечной мерзлоты и очень хрупкой экосистемы были выработаны уникальные виды традиционного северного природопользования и хозяйствования (табунное коневодство, оленеводство и содержание крупного рогатого скота в зимнее время в стойловых помещениях). Олени и лошади пасутся, свободно передвигаясь на пастбищах, самостоятельно добывая себе корм летом и зимой. Для этого требуются круглогодично действующие, самовосстанавливающиеся просторные пастбища. Были разработаны научно обоснованные нормативы землепользования для разведения сельскохозяйственных животных в суровых условиях нашей республики, в том числе: на 1 условную голову крупного рогатого скота – не менее 4 гектаров пастбища; на 1 условную голову лошади – не менее 16 гектаров; на 1 условную голову оленя – не менее 40 гектаров. (Государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села РС(Я) на 2007-2011 гг.». С. 193); «Конеемкость естественных пастбищ и оптимизация поголовья лошадей по зонам их размещения в РС(Я)» (С. 16); «Система ведения оленеводства в горно-таежной зоне Якутской АССР» (С. 16); «Организация и экономика оленеводческого производства» (С. 48-51).

Хотя территория Республики Саха (Якутия) значительна по площади (более 3 млн. кв. км), но доля земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, особенно для земледелия и животноводства, крайне мала. Так, по данным Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я), в 2014 г. площадь таких земель составляла 19,4 тыс. кв. км или 0,6% территории республики. Эти земли разбросаны по долинам рек и по лугам вокруг озер. Для коренных северных народов эти территории дороже золота, алмазов и являются непременным условием жизни и основой для будущих поколений.

Пастбища для коневодства и оленеводства в нашей республике существуют как угодья общего пользования и в связи с этим в кадастровом учете не отражены. Также не учтены и охотничьи, рыболовные угодья, сбор дикоросов, промысловые территории, земли традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. В связи с тем, что эти территории не отражены в кадастровом учете, они также подлежат бесплатной раздаче согласно законопроекту, что является нарушением Конституции РФ.

Раздача земли в частную собственность предполагает действие вторичного рынка. В условиях экономического кризиса, безработицы, низкого заработка сельских жителей, бесплатно розданные земли со временем будут проданы за копейки и перейдут в собственность финансовых структур за невозвращенные кредиты. Без сельскохозяйственных земель и лесного фонда коренным народам в условиях рынка не выжить. На Севере земли сельскохозяйственного назначения не должны продаваться и служить залогом под кредиты, а должны регулироваться специальным законом, соответствующим содержанию ст. 9 Конституции РФ.

Недровые богатства. Республика Саха (Якутия) издавна считается «кладовой» России. Доля территории Якутии в запасах основных видов полезных ископаемых в минерально-сырьевом потенциале России (и Дальневосточного федерального округа) составляет (в %): алмазов – 82 (100); золота 17,2 (30); сурьмы – 81,5 (96,1), урана – 61 (100); олова – 28 (36); ртути – 7,9 (12,5); железной руды – 6,2 (79); цинка – 0,1 (2,9); свинца – 0,4 (5,1); серебра -3 (8); 1/5 общих гидроэнергоресурсов Российской Федерации. (Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Москва: Издательство ООО «Подольская периодика», 2007. С. 25-26).

В настоящее время территория Республики Саха (Якутия) разведана всего лишь на 5-15%. При этом следует обратить внимание на то, что подземные богатства России пока закрыты для рынка.

Нам известно, что после развала СССР передача геологоразведочной информации в российскую собственность и ее систематизация заняли достаточно продолжительное время и вследствие этого, сведения могли попасть в руки частных лиц и компаний не только внутри страны, но и за рубежом. Пользуясь данным законом и геологоразведочной картой, они могут сами или через подставных лиц бесплатно получить земельные участки, оформить их в собственность или купить на вторичном рынке, затем внести необходимые поправки в действующее федеральное законодательство. Недровые богатства России окажутся в руках коррумпированных лиц, имеющих доступ к геологоразведочным картам. Следует усилить государственный контроль над идентификационными данными заявителя, чтобы исключить коррупциогенность в механизме реализации закона.

Лес и охрана природы. Лес – это основное наше богатство. Это не только «легкие планеты», но и надежная защита хрупкой северной экосистемы от колебаний климата и других природных катастроф в условиях глобального изменения климата. Масштабная и неконтролируемая вырубка леса в местах без надежной связи и дорог может привести к невосстанавливаемой деградации вследствие оттаивания мерзлоты и льдов.

По результатам исследований Института мерзлотоведения РАН, практически на всей территории Якутии распространена многолетняя мерзлота различной мощности, которая остро и быстро реагирует на изменения климата и антропогенные воздействия. Наблюдаемое в настоящее время потепление климата в наиболее сильной степени проявляется именно на территории Якутии. Это привело к тому, что мерзлотные ландшафты республики сегодня находятся в критическом состоянии. Любые воздействия человека (сельскохозяйственное освоение новых земель, вырубка леса, строительство новых дорог и т.д.) может существенно активизировать опасные мерзлотные процессы и привести к развитию катастрофических природных явлений на осваиваемых площадях и всей территории северо-востока России.

Экология.  В Докладе министерства охраны природы РС(Я) «Об экологической ситуации в Республике Саха (Якутия) за 2014 г.» указано, что произошло 25 случаев аварийного сброса нефтепродуктов на территории 15 улусов, валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух увеличились на 86%, чем было в 2013 г. (с.31). Качественный состав воды крупных рек оценивается как «загрязненные» и «слабо загрязненные», наиболее загрязненные – в Усть-Янском, Мирнинском и Оймяконском улусах(С. 50).

Пора остановить экологическое загрязнение территории Якутии. Создание общего экономического пространства России не означает снятие экологических приоритетов и игнорирование дифференциации территории страны по природно-климатическим условиям.

Таким образом, данный законопроект вызвал широкий резонанс среди различных слоев населения республики, что проявилось и на общественных слушаниях, организованных Общественной Палатой РС (Я). Выступившие 37 представителей партий, общественных организаций, членов Общественной палаты предложили принять РЕКОМЕНДАЦИИ, учитывающие предложения Ю.П. Трутнева и С.В. Качаева при разработке поправок к законопроекту субъектами законодательной инициативы Госдумы и правительства РФ, а также предложения участников общественных слушаний, исходящие из региональных особенностей Республики Саха (Якутия).

Участники общественных слушаний пришли к следующим консолидированным предложениям:

Блок.

Инициирование органами государственной власти РФ поправок к законопроекту в соответствии с предложениями заместителя Председателя Правительства РФ Ю.П. Трутнева от 9-10.02.2016 г. заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока С.В. Качаева от 10.02.2016 г. во время их визита в РС (Я).

1.1. «Об особом праве Главы региона по изъятию земель исконно традиционного природопользования», а также механизм их отражения «красным цветом» на карте Госреестра РФ (Ю.П. Трутнев //газета «Парламентская газета» №5 (2727) от 15-21.02.16).

1.2. «Агентство по развитию человеческого капитала будет помогать людям, у которых есть желание и возможность переехать на Дальний Восток, сделав это, обустроиться здесь и адаптироваться к суровым условиям региона» (С.В. Качаев на встрече 11.02.16). За счет какого бюджета? А что предусматривает закон в поддержку местного населения? Если в законе не будет приоритетной поддержки уже существующих поселений и постоянных жителей ДФО на местах их постоянного места жительства, то цель закона о закреплении местного населения останется декларацией.

1.3. «Поэтому в закон введена норма, подразумевающая некую помощь исполнительных органов госвласти совместно с муниципальными образованиями в создании нормальных условий жизни новоселов. Будет разработан комплекс мер поддержки на федеральном уровне, чтобы развивались новые населенные пункты» (С.В. Качаев // https://archive.ysia.ru//glavnoe/sergej-kachaev-gosudarstvo-podderzhit-semi-poluchivshie-dalnevostochnyj-gektar/) Как это сформулировано в проекте закона?

1.4.  «В законе введена норма, подразумевающая некую помощь исполнительных органов госвласти совместно с муниципальными образованиями в создании нормальных условий жизни для новоселов. Будет разработан комплекс мер поддержки на федеральном уровне, чтобы развивались новые населенные пункты» (С.В. Качаев на встрече 11.02.16) Почему не предусматривается комплекс мер поддержки на федеральном уровне для издавна существующих поселений на территории Дальнего Востока?

1.5. «Законом будет определен срок, в течении которого жители Дальнего Востока смогут привести в порядок документы на собственность земли. Важно не допустить одновременной выдачи земельных участков разным людям» (С.В. Качаев на встрече 11.02.16 // https://archive.ysia.ru//glavnoe/sergej-kachaev-razveyal-pyat-mifov-o-dalnevostochnom-gektare/ ). Как эта мысль сформулирована в виде поправки в проекте закона?

Блок. Предложения участников общественных слушаний.

2.1. Предоставление дополнительного времени для изучения мнения населения:

2.1.1. Перенести срок принятия в Государственной Думе законопроекта во втором чтении на осеннюю сессию;

2.1.2. Провести социологический опрос населения Якутии для выявления отношения населения к данному законопроекту;

2.1.3. Провести общественные слушания на территориях расселения коренных народов Дальнего Востока, в том числе коренных малочисленных народов Севера, чтобы соблюсти их права на исконные земли традиционного природопользования.

2.2. Предложения для внесения поправок.

2.2.1. В целях сохранения земель традиционного природопользования и мест исконного проживания коренных народов Севера, а также геологически не разведанной части территории Республики Саха (Якутия) земельные участки передаются в собственность без права продажи и на бессрочную, долгосрочную аренду;

2.2.2. В суровых условиях Севера и Арктики человеку выжить одному почти невозможно. Каждый человек – гарант жизни другого. Поэтому испокон веков здесь охотничьи угодия, пастбища оленей и лошадей, места рыболовства в основном использовались и продолжают использоваться как земли общего пользования. Статус этих земель следует сохранить и впредь их учет в кадастре земель провести по упрощенной схеме, т.е. достаточным является их учет в генплане МСУ. Выделить средства из федерального бюджета на проведение кадастровых работ. Территория Якутии занимает 1/5 часть России, соответственно расходы будут гораздо больше, чем в любом субъекте ДФО.

2.2.3. Предусмотреть переходный период о поэтапном введении данного закона (не менее 1 года на каждый этап), предусматривающий нормативно закрепленные приоритетные права местного населения по конкретному участку земли на территории соответствующего муниципалитета.

2.2.4. Определить 1 год для оформления прав гражданина на фактически занимаемый земельный участок.

2.2.5. Установить мораторий в течение 3 месяцев на оформление земельных участков гражданами, фактически не проживающими на территории соответствующего муниципалитета. Этот срок нужен для определения фактической незанятости участка во избежание конфликтов.

2.2.6. Приравнять местное население с переселенцами в правах получения помощи со стороны государства в нормах и механизмах реализации данного закона.

2.2.7. Организовать парламентские слушания в Государственной Думе с широким привлечением общественных организаций, действующих на территории субъектов Дальневосточного федерального округа.

На наш взгляд, реализация этих предложений будет способствовать минимизации ключевых рисков и обеспечит желаемую всеми нами национальную безопасность на территории ДФО РФ.

При отклонении Государственной Думой вышеуказанных предложений участники Общественных слушаний предлагают ввести только одну поправку следующего содержания: «исключить Республику Саха (Якутия) из перечня субъектов ДФО, подлежащих под действие данного закона».