Суорумньу – институт якутского сватовства: сваха и ученый

2415

Валентина Лукачевская работает по велению души, она организовывает и проводит вечера знакомств в разных улусах нашей большой республики. На свои деньги покупает призы, тратит эмоциональные силы на работу ведущей. Бывший режиссер, художественный руководитель Таттинского народного театра, ныне сотрудник НВК «Саха», мама, бабушка дала ЯСИА интервью об институте сватовства и проблемах одиночества в современной Якутии.


В первой половине XIX века в Усть-Алданском улусе проживал богач, у которого было семь дочерей. Чтобы выдать их замуж, отец семейства собрал ысыах, куда съехалось много народу из разных улусов Якутии. В результате все семь дочерей вышли замуж и разъехались по районам республики

— Когда вы впервые узнали о существовании суорумньу, кто вам рассказал?

— Сама я из Таатты. Краем уха постоянно слышала, что в Якутии есть суорумньу – сваты, и они проводят вечера знакомств. Но ни разу серьезно не вникала в тему: работа, трое детей, к тому же овдовела, проблемы детей стали моими, сама почти поступала на учебу вместе с ними. Пока в один прекрасный момент ко мне не обратились мои незамужние землячки: «Валентина Семеновна, мы знаем, что в Мегино-Кангаласском улусе будет вечер знакомств, отвези нас, пожалуйста, туда». Я стала отнекиваться: «Откуда, да что я знаю об этом? Я даже понятия не имею, где село Бедимя находится». Но они очень просили, и я согласилась. Это было в 2013 году.

— Расскажите об институте суорумньу у народа саха…

— Мне очень нравится история про Кыыс ыhыaҕа (Девичий ысыах. — ЯСИА). Она гласит, что в первой половине XIX века в Усть-Алданском улусе проживал богач, его звали Баай Бэрииhэп (Богач Борисов. — ЯСИА), так вот, у него было семь дочерей. И ни одна из них не была замужем. Тогда отец семейства собрал ысыах и назвал его девичьим ысыахом. Съехалось много народу из разных улусов Якутии. В результате все семь дочерей вышли замуж и разъехались по районам республики. Помня эту историю, прямо на том же самом месте в 2004-2005 годах провели такой же ысыах и, по рассказам очевидцев, все прошло замечательно, было создано множество семейных пар. Я среди якутских свах считаюсь новичком, хотя в первый год провела 10 вечеров знакомств, сама организовала в прошлом году девичий ысыах у себя на родине, в Таттинском улусе. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность генеральному директору НВК «Саха» Ивану Андросову, главному редактору издательства «Бичик» Валерию Луковцеву, Таттинской администрации и бизнесменам, которые оказали активную помощь в проведении мероприятия, выступили спонсорами.

Сейчас одиночество молодеет. В районах много холостых мужчин, например, охотников, коневодов. Среди интеллигенции очень много одиноких…

— Много ли сейчас в республике одиноких людей? С чем это связано? Со скромностью якутян?

— К сожалению, одиноких людей очень много. И это плохо для нашей небольшой нации. Говорят, что раньше была господдержка в лице женсоветов, комитета по делам семьи и детства, сейчас же мы работаем на голом энтузиазме. Раньше было больше вдов более зрелого возраста (к сожалению, мужчины раньше женщин покидают этот мир). А сейчас одиночество молодеет. В районах много холостых мужчин, например, охотников, коневодов. Среди интеллигенции очень много одиноких. Во-первых, у них завышенные требования, во-вторых, очень стесняются, если и уговорю прийти на вечер, то держатся своей компании, в играх не участвуют. С городскими очень сложно работать, они гораздо «тяжелее» улусных, поэтому легче работать с улусными кандидатами.

Валентина Семеновна ведет вечер знакомств

— Кто и когда стал вашей первой парой? Поддерживаете ли с ними связь?

— С первого же проведенного мной вечера образовалась пара: девушка из Татты, парень из Горного улуса. Женаты. Потом случилась забавная история – возила своих кандидатов, то есть из моего улуса (передвигаемся мы обычно в микроавтобусах), в другие наслега для знакомств, а они, оказывается, понравились друг другу. Как говорится, «не отходя от кассы» образовалась новая семья. В общей сложности законным браком сочетались 10 пар, которых я познакомила. Еще обратила внимание, что очень большую роль играет расстояние. Возила в Вилюйский улус, вроде симпатии возникли, а потом все сошло на нет, людям кажется, что кандидат живет очень далеко, и не хочется бросать устоявшийся быт.

Связь поддерживаю, созваниваемся, я чувствую ответственность. Перед Новым годом собрала «свои» пары, пили чай, откровенно беседовали, затрагивали острые вопросы.

Это в юности кажется, что мир зиждется на любви. А более взрослые люди понимают, что главное — душевное взаимопонимание, комфорт общения, совместный быт

— Можно ли создать семью без большой любви, на основе симпатии и совместимости?

— Конечно! Это в юности кажется, что мир зиждется на любви. А более взрослые люди понимают, что главное — душевное взаимопонимание, комфорт общения, совместный быт.

На вечере знакомств проводятся игры

— Это ваше хобби? То есть вы не преследуете материальных интересов?

— Это больше, чем хобби, это моя душевная потребность. Я хочу помогать людям выполнять их священный долг – обрести семью. Мне претит, когда некоторые нечистые на руку коллеги судьбы людей обращают в дензнаки. Многие звонят и спрашивают, сколько стоят мои услуги, а когда слышат, что я не беру деньги, только за входные билеты на мероприятия, и то только для покрытия аренды, очень удивляются. Я не кривлю душой, я считаю, что настоящий суорумньу работает не ради денег, а ради высшей цели.

К моему сожалению, находятся такие люди, которые торгуют с машины алкоголем. Однажды такие алчные до денег люди испортили вечер…

— Как обычно проходят вечера знакомств?

— Мы с коллегами общаемся – им отправляю информацию, я работаю специалистом по учету сигналов телевидения и радиовещания, на радио даю объявление о предстоящем событии. Снимаем помещение, наши вечера всегда безалкогольные. Каждый раз стараюсь внести в программу какую-то новую игру, вообще новинки. Например, сейчас использую караоке, желающие могут спеть любимые песни. Работников дома культуры, администрацию предупреждаю о событии, если есть полиция, приглашаю участкового. Потому что, к моему сожалению, находятся такие люди, которые торгуют с машины алкоголем. Однажды такие алчные до денег люди испортили вечер. В остальном все обычно проходит хорошо. Те, кто постеснялся выразить симпатию или попросить номер, могут позже обратиться ко мне и попросить телефон или устроить свидание – никогда не отказываю. Мои клиенты заполняют анкету, где указывают, какого человека хотели бы видеть своим спутником, в свободное время я их изучаю, складываю по папкам наиболее подходящие пары, созваниваюсь.

— Кто, в основном, к вам обращается?

— Люди старше 30 лет, как я говорила, много вдов. Я сейчас рада, что идет пропаганда здорового образа жизни. Мне кажется, современная молодежь может себя занять – есть спортзалы, кружки, тот же самый интернет. И им легче познакомиться, завязать общение, а вот для людей среднего и старшего возраста досуговых мест почти нет. Им, правда, совершенно негде знакомиться, вот такие обращаются.

— Какие пожелания будут к одиноким людям в канун 14 февраля – Дня всех влюбленных?

— Каждый человек в глубине души хочет семью. Назначение человека – это быть счастливым в паре, завести семью, родить детей. Не нужно бояться и стесняться. Как гласит якутская народная пословица, «коровы общаются посредством мычания, а человек — разговорами». Так что нужно побольше общаться, знакомиться. Пользуясь моментом, приглашаю посетить мой вечер, который я организую 13 февраля в доме культуры села Черкех Таттинского улуса.


Платон Слепцов: не создать семьи и не родить детей – большая трагедия для якута

ЯСИА попросило дать историческую справку об институте сватовства в Якутии кандидата исторических наук, доцента кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ Платона Слепцова, который защитил кандидатскую диссертацию на тему «Семья и семейная обрядность у якутов (XIX – начало ХХ в.)»

«Институт сватовства есть у всех народов, в том числе и у якутов. При наших суровых условиях остаться бездетным буквально означало пойти побираться. Потому что только молодым под силу уход за скотом, работа на сенокосе, заготовка дров, льда и т.д. Оставшись бездетным, неоткуда ждать помощи. Еще важным моментом является то, что уклад жизни у саха патриархальный – то есть охотничьи, сенокосные земли передавались лишь наследникам мужского пола. Чем больше мальчиков рождалось, тем сильнее становился род», — поведал Платон Слепцов.

По его словам, с тех пор, как человечество вышло из первобытно-общинного строя, социальное и материальное благополучие семьи всегда играло и играет роль. Хоть якуты и жили разбросанно, но «информационная агентура» была хорошо развита, то есть все друг про друга довольно хорошо знали, например, сколько детей у богатого человека и когда настанет им пора жениться.

«Чем беднее семья, тем меньше было проблем с женитьбой – они, как правило, подыскивали ровню и женились. Но чем богаче род, тем тщательней подбиралась партия. Сватами обычно выступали мужчины, и они пользовались большим уважением. Как правило, они обладали хорошей памятью, способностью к аналитическому мышлению и стратегии. Запросто могли рассказать про родовые болезни семьи или наклонности характера. Их услуги не имели определенной «таксы», но отец семейства, желая счастья своему чаду, щедро награждал свата за успешную партию«, — рассказал Платон Алексеевич.

Еще мы задали собеседнику слегка каверзный вопрос:

 

— Платон Алексеевич, а что вы думаете насчет предложения ввести у якутов многоженство?

А, между прочим, многоженство в Якутии и раньше было. Богатство наших предков исчислялось количеством скота. Не было больших коровников, как при совхозах, максимум по 20-30 голов. А кто больше всех заинтересован в сохранении поголовья скота? Жена. Так вот, у некоторых якутских богачей было по несколько жен, в соответствии с количеством скота. В якутском языке довольно много слов, означающих незаконнорожденного ребенка, то есть явление имело место быть. А ребенок без отца – это неизбежно комплексы. Я думаю, что разрешение многоженства у малочисленных народов вполне оправданно, но тут уже дело в материальном вопросе, ведь именно мужчина должен содержать семью.

— А вы бы не отказались от нескольких жен?

— (Громко смеется) Я не могу позволить себе этого.