Из года в год занятость детей в период каникул приобретает особую актуальность. Если вариант «у бабушки с дедушкой в деревне» не срабатывает, на помощь приходят лагеря. Своим мнением о детском досуге во время каникул, существующих проблемах и планах на будущее поделилась замдиректора Дворца детского творчества Якутска, начальник лагеря «Родничок» Варвара Васильева.
Отдохнуть и… выбрать профессию
– В 2016 году Мосгортур – крупнейший оператор по организации детского отдыха и лидер детского отдыха в Москве, разработал новый Стандарт детского отдыха, более приближенный к нашей деятельности. Мы же его адаптировали под свой лагерь и ведем свою деятельность согласно ему.
Каждый родитель может обсудить вопросы безопасности детей во время каникул, качества питания в нашем лагере, организации развлекательных мероприятий и программ развития, а также проблемы обустройства территории лагеря и оценки качества работы вожатых и воспитателей.
Родители, дети, педагоги должны понимать, что лагерь – это не школа, это уникальная площадка личностного, физического и психологического развития ребенка. То есть ребенок сам выбирает свое направление, чем хочет заниматься. Он может поменять в течение смены множество видов деятельности и не остановиться ни на чем, или же может, наоборот, выбрать профессию всей своей жизни.
Кстати, первые наши отдыхающие уже сами стали вожатыми и воспитателями, выбрав профессию педагога. Это говорит о том, что в лагере есть основа профессиональной деятельности.
У нас не бывает одинаковых смен, как и не бывает одинаковых результатов от образовательных программ, которые достигаются сугубо индивидуально каждым ребенком. Исходя из условий, например, погодных, мы можем что-нибудь исключить из списка мероприятий или же заменить другим, или, исходя из возможностей детских отрядов, можем поменять сценарий или сделать ситуацию успеха для всех детей.
Существует множество педагогических приемов организации детского досуга, которыми также можно варьировать в зависимости от ситуаций.
Этим летом лагерь «Родничок» стал базовой площадкой для новой модели дополнительного образования «Кванториум». Это новейший образовательный подход в технологическом стиле. Дети по своему желанию могут попробовать себя в различных технических направлениях и даже получить приглашение на дальнейшее обучение с 15 сентября во Дворце детского творчества Якутска. Там работа будет вестись по восьми квантумам технической направленности.
Первые отдыхающие уже сами стали вожатыми и воспитателями, выбрав профессию педагога.Раскрываются и дети, и вожатые
– Вожатые и воспитатели знают, что каждый ребенок обязательно должен чего-то достичь и чему-то научиться, он должен быть занят на всех конкурсах, во всех мероприятиях. Лагерь – это самобытная среда, в которой есть множество возможностей апробировать себя во всех направлениях жизнедеятельности.
Вожатые и сами раскрываются: сочиняют сценарии, песни, игры, ставят танцы и многое другое. И меня это очень радует.
Официальная часть закрытия смены у нас проходит за два дня до разъезда. Это наша находка. У детей должна быть возможность попрощаться друг с другом. Резкого изменения среды не должно быть: плач и слезы расставания не должны подвергать детей стрессовому состоянию. Психоэмоциональное состояние ребенка всегда ставится на первый план.
О центре каникулярного отдыха
– Летний отдых – это суперплощадка для развития ребенка. Но для того, чтобы она такой стала, нужны системный подход и команда профессионалов. Поэтому, организовав отдельное учреждение, мы можем выйти на действительно новый уровень, реализовывать качественные образовательные программы в рамках каникулярного отдыха.
Идея создания Центра каникулярного отдыха и развития детского движения Якутска возникла давно. Его необходимость понимают и в Окружной администрации, и на местах – в столичных образовательных организациях.
Мы написали проект по созданию профильного учреждения. Благо, все условия для его реализации у нас под рукой.
Тогда система лагерей станет суперплощадкой по трудоустройству несовершеннолетних, организации качественного отдыха, взращиванию одаренных детей по всем направлениям деятельности, повышению профессионализма организаторов отдыха детей. Работа Центра позволит охватить большее количество детей во внеучебное время и создать организованный досуг среди несовершеннолетних, тем самым снизить количество детей, состоящих на различных видах учета и находящихся в группе риска, трудной жизненной ситуации.